3 года назад мы были на авиашоу. Это был взрыв мозга и эмоций, то, что там творили пилоты, надо видеть, словами этого не опишешь. Истребители, скурившие учебник физики, малыши-«кукурузники», танцующий вертолет… Рев моторов в грудной клетке, заложенные уши, и бешеный восторг в глазах.
Уже под конец программы я поднимаю глаза в небо, и вижу там планер. Белую птицу, которая летит медленно, элегантно, и, главное, в абсолютной тишине. Фигуры высшего пилотажа ему также доступны.
Так и стояла, разинув рот, настолько это зрелище мне в душу запало. О том, чтобы посмотреть на планер поближе, я и мечтать не могла, не говоря уже о том, чтобы полетать. А о том, чтобы еще и самостоятельно им управлять — вообще за гранью. При любом подъеме темы, касающейся авиации, перед глазами был планер.
Тут, наверное, стоит упомянуть, что первый раз я поднялась в воздух в 22 года. До этого не летала даже на пассажирском самолете.
Первый раз полетела на малышке Цессне, она мне тогда таким воробушком показалась :)
Летала по работе, мне фоткать надо, а я от окна отлипнуть не могу.
Приземлились, мне здорово и классно, хочу еще!
А перед глазами все равно Таурус.
Еще был интересный опыт полета на военном вертолете МИ-8, на репетиции парада 9 мая. Такая махина огромная, с ней на "вы" и шепотом. И как же он кайфово рвется в небо, когда двигатели запущены, лопасти раскручены, а команды "на взлет" еще не было. Сидишь внутри и чувствуешь, как он вот-вот сам взлетит.
А в мыслях все равно планер.
В апреле этого года мы летали в Питер. На боинге. Второе имя боинга — стабильность. Взлетел-сел, даже не шелохнулся.
Ну а смотреть в окно на ВПП перед посадкой — отдельный вид удовольствий :)
Полет вызвал детский восторг. Тема-то много летал, а я второй раз всего. Думаю, наблюдать за мной ему было очень забавно))
Это все, конечно, хорошо. Но в голове-то все равно планер.
Я думаю, можно представить, в каком восторге я была, когда мой Тёмка-волшебник подарил мне на день рождения полёт на планере)) И вот, сегодня мы, наконец, добрались до аэродрома.
У нас с мужем раз в год стабильно случается рецидив по авиации. Прилипаем на ютуб, начинаем изучать, ковыряться. Это тот самый случай, когда ниче не понятно, но очень интересно))
В этом году интерес наш расширился в масштабах: поставили на комп симулятор X-PLANE, купили простенький джойстик и давай взлетать-сажать. Естественно, на джойстике нет обратной связи от органов управления, поэтому что не взлет — то подъем с переворотом. Сложно, короче))
Имея опыт «езды» на автомобильном тренажере, я знала, что управлять вживую будет легче. Но как именно это будет — даже представить не могла.
Звук перемотки, возвращаемся на аэродром.
Выходим из машины на аэродроме — уже не мокро, но ветер, блин, «сдувает с черепа лицо». Не были точно уверены, что полетим.
Входим в ту зону, в которую уже «посторонним В». По левую сторону ангары, справа — чисто поле, грунтовая ВПП. Между ангарами замечаем зайца. Длинноухий замечает нас, и неспешно удаляется в лес.
Наш ангар номер 6. Из него выкатывают Цессну. Заглядываю внутрь, а там он. Птичка :)
Pipistrel в переводе означает «летучая мышь». Компания так называется, потому что в самом начале своего пути они летали на своих планерах по ночам, чтобы не светиться на незарегистрированных летательных аппаратах :)
Конечно же, я со всех сторон облазила планер, по носику погладила. Он идеален с любого ракурса. Познакомились с пилотом, он как раз занимался подготовкой планера к полету.
— Если за 10 минут погода не испортится, будем пробовать взлетать!
А погодка, к слову, прям шептала. С утра глянули в окно — серо и мокро. Пока ехали, то дождь нас догонял, то мы его. И небо беспросветно затянуто.
Но этот самый ветер, как раз, немного разогнал облака. Будущий пилот Игорь сказал, что если ему позвонит сам Гидрометцентр и скажет, что будет метеоритный дождь и ураган, а Александр Михайлович скажет, что распогодится, то поверит он как раз пилоту))
Еще 10 минут я хожу по ангару, мурлыкаю вокруг планера. Мурлыкаю на обстановку и атмосферу. Схожее чувство у меня было, когда я попала в ту часть театра оперы и балета, в которую просто так не попадешь. Смотришь на эту «кухню» изнутри, и кроме «вау» и «вот это да» больше сказать ничего не можешь.
В ангарах, как и на всем аэродроме, порядок и чистота. Все подписано, пронумеровано. Здесь нет места халатности. Начиная четким исполнением всех инструкций, заканчивая местом, четко отведенным под отвертку и масленку.
Прошло 10 минут, облаков новых не надуло. Планер выкатывают из ангара. Волнение пополам с восторгом — полету быть!
Страха, кстати, не было совсем. Хоть полеты в моей жизни можно пересчитать по пальцам, но страха не было ни перед одним из них. А волнения добавлял тот факт, что это тот самый планер, который я увидела тогда на авиашоу. Не такой же, не похожий, а вот прям он. Вот это я понимаю, мечта сбылась максимально четко))
Выкатываемся из ангара, садимся. Вернее, почти ложимся, посадка в планере — полусидя-полулежа. Это не совсем удобно, потому что все время хочется выпрямить спину, особенно на поворотах. Хотя, дело привычки, наверное :)
Затягиваем ремни, надеваем гарнитуру. Немного греем двигатель.
Предварительный, разрешение на взлёт получено. От винта!
Именно "от винта", потому что у Тауруса есть двигатель. Всего 30л.с., плюс деревянный (облегченный) винт — этого ему хватает, чтобы забраться на пару тысяч метров вверх.
Обычно планера поднимаются за счет буксировочного самолета. Цепляются к нему за трос, взлетают, отцепляются, и дальше каждый летит своей дорогой.
У Pipistrel есть так же планера с электродвигателями.
Нажимаем красную кнопку запуска двигателя, винт раскручивается, обороты поднимаются… Рулим на полосу, исполнительный… Совсем небольшой разбег, и мы уже летим. Много разгона планеру не надо, он почти сразу ложится на воздушный поток.
Взлёт — само по себе интересное мероприятие, надо устаканиться в воздухе, набрать необходимую высоту. И вот эти перемещения туда-сюда в пространстве — то ещё испытание для вестибулярки)) Особенно для тех, кто летает раз в год, в лучшем случае. На боинге это тоже ощущается, но вооооообще не так, там, все-таки, все заточено под комфорт пассажиров.
Забираемся повыше, по пути инструктор рассказывает мне о том, какой прибор что показывает, кратко, но очень понятно. Я слушаю и мотаю на ус, попутно пытаясь найти себя в пространстве и отлепить желудок от горла (речь не о тошноте, а о физическом ощущении желудка под подбородком))
Высота 1300м, можно выключать двигатель и снимать гарнитуру. Глушим, тяга пропадает, двигатель складывается в фюзеляж. Планер замедляется, слегка проседает в воздухе. И тишина. Только ветер свистит. А если еще закрыть заслонку обдува, наступает максимально возможная тишь.
Показав мне, как все работает и что нужно делать, пилот предлагает мне взять управление. Убирает ноги с педалей, руку от рычага. Трясущейся ладошкой дотягиваюсь до рычага, и буквально через минуту понимаю, как этим управлять. Серьезно, планер очень стабильный, послушный, управляется буквально кончиками пальцев. Его не надо ловить, удерживать. Рычаг чуть влево, планер сразу «хорошо, я понял», и плавно держит заданный крен. Прям как Жук)))
Из-за погоды пришлось летать в пятачке неба, не занятом облаками. Я задумалась-засмотрелась, и начала подлетать ближе к облакам. И тут узнала, что такое турбулентность)) Возле облаков воздух перемещается по-другому, поэтому начало потряхивать.
Не знаю, каким органом чувств ощущается эта тряска. Такое ощущение, будто в воздухе кочки, которые щекотят планеру пузико, и ты чувствуешь их всем телом сразу.
Плавный разворот, ушли от облаков, и все, снова тихое парение.
Для меня самое ценное в этом полете, что мне не просто дали подержаться за рычаг. Я следила (ладно, старалась следить)) за скоростью и высотой. Держала эту скорость в нужном диапазоне. Естественно, зная, что рядом многократный чемпион по планетному спорту, рулить было не страшно))
Если бы вышло солнышко, то можно было бы половить термические потоки. Солнце нагревает землю, тепло поднимается вверх, и вот на этом тепле можно «за дешево» подниматься вверх))
Ближе к земле воздух снова меняется, и опять начинает потряхивать. Это не страшно, больше странно) Тут уже планеру надо помочь не сбиться с курса.
Для того, чтобы сбросить скорость, а, соответственно, и высоту, выпускаем интерцепторы. Это такие «гребешки» на крыльях, которые срывают с крыла воздушный поток. Планер сразу немного клюет носом, нужно удержать.
Плавно заходим на посадку, приземляемся, весело прыгаем на кочках грунтовой ВПП. Крылышками хлоп-хлоп :) У планера нет подвески, поэтому подкидывает неплохо))
Вылезаю на землю-матушку, и еще долго не могу отойти от планера. Он такой красивый, ну невозможно просто.
А дальше по программе — экскурсия по аэродрому.
Вообще, если заткнуть уши, то можно подумать, что ты находишься на какой-то базе отдыха. Футбольные ворота, трейлеры, тандыр, палаточный лагерь. Пилоты, будущие, в том числе, приезжают на аэродром и живут тут неделями. От города далековато, каждый день не накатаешься.
Среди деревьев стоит добротная такая баня, а рядом — пруд. А в пруду карпы. А рядом лес. А в нем грибы.
Как видно на карте, за границей аэродрома стоят дома. И, чтобы на этом месте кто-нибудь не построил трёхэтажный дом и не «похоронил» полосу, аэродром выкупил эти два участка и посадил там картошку. Которую собирают и готовят в местной столовой вместе с вышеупомянутыми карпами и грибами. :)
Конечная точка — штаб. Деревянное здание, внутри учебный класс, кафе, зона отдыха, метеостанция. Стоит даже пианино, с емкой надписью «кто не умеет — не играть!»
Берем по кофе с блинчиком, отдаем 160р, поднимаем с пола выпавшие от удивления глаза и идем на выход, попутно здороваясь и прощаясь с абсолютно незнакомыми людьми. Отношение к нам, по сути, левым чувакам, не как к гостям, и не пренебрежительное. А человеческое. Как будто мы всегда тут были.
В машине молча допиваем кофе, придавленные эмоциями. Думаем, как после такого возвращаться в шумный и пыльный город, к работе.
… над нами пролетает планер, затихает, заглушив двигатель, и бесшумно выходит на очередной вираж…