В студии программы "Наблюдатель" с ведущей Фёклой Толстой, состоялась беседа нескольких паралимпийских чемпионов. Сначала разговор был вокруг последней Паралимпиады, атмосферы в Токио. Обсудили, как там относились к спортсменам из нашей страны, которые выступали без гимна и флага. На уровне общения со спортсменами из других стран всё было благожелательно и без осложнений. Для паралимпийцев в Токио создали необходимые удобства и работала служба помощи.
Когда каждый из спортсменов вспоминал свой жизненный путь, начиная с детского периода, возник разговор о школах. Например, одна из спортсменок со слабым зрением, проживая в Воронеже, раньше не могла учиться в спецшколе для детей с такими проблемами, их просто не было. А обучаясь в обычной школе, она испытывала трудности, которые сказывались на качестве обучения. Так же девушка отметила, что была объектом насмешек одноклассников из-за специальных очков и возникающих трудностей в процессе учёбы. Возможно, не повезло с классом, но вторая спортсменка (полностью с потерей зрения), подтвердила, что испытывала те же сложности в детском возрасте и ещё больше в подростковый период, когда усиленно проявляется жестокость сверстников.
Сейчас много рассуждают про детскую социализацию, по причине возникновения дистанционных форм обучения, многие говорят о плюсах общения и жизни в коллективе. При этом, на просторах интернета постоянно видно публикации про современный буллинг в классах, про его новые формы и проявления. В случае с ребятами, которые отличаются от других своими физическими особенностями, возникает определённый барьер, который делит детей на категории. Кто-то не будет на этом заострять внимание, а наоборот проявит дружелюбность и чуткость, но всегда найдутся те, кто самоутверждается странным способом- принижая более уязвимых. Видимо, срабатывают инстинкты и недостаток элементарного воспитания.
Если общество повёрнуто в сторону успешности, эксплуатируется символ суперменов со сверхспособностями, это не может не отразиться на детских коллективах. "Мы крутые"- звучит по разным поводам: достижения в учёбе, модная одежда, дорогие гаджеты и т.д. Современная реклама насаждает картинки и шаблоны вещизма, очередного шмудака за отличные деньги...Только сравнительно недавно появились ролики социальной рекламы и то, не все из них близки к реальности.
Сейчас, конечно, больше думают про возможности людей на колясках (чаще в городской среде), паралимпийцы отмечали этот момент и в наших городах. Основное, что было нитью всей беседы- это мысли о возможностях для любого человека, о принятии в обществе разных людей, с их особенностями и определёнными сложностями. Развитие взаимопомощи и просвещение в этом направлении среди школьного контингента не менее важно, чем научить школьников каким-то предметам. И в семье, и в учебных учреждениях необходимо обращать внимание на такие вопросы, объяснять и учить сопереживанию.