Один из старших моих детей с расстройством аутистического спектра, этот ребенок научил меня тому, что позволило применять при воспитании других детей. С ним не работали книжки по воспитанию детей, я видела что он другой, а что не так я не могла понять. Про аутизм я узнала когда ему уже было 9 лет, случайно, когда по работе подключала информационно – дискуссионную площадку для родителей таких детей. И вовремя лекций я поняла что они говорят про моего ребенка, точней про симптомы которые были у нас. Почему так случилось, что никто из специалистов не объяснил мне почему у меня проблемы с ребенком, почему у него проблемы с речью, усидчивостью, агрессией. Почему он так выборочен в еде, почему он не может взаимодействовать во время игр с другими детьми, почему не проявляет простые человеческие эмоции, не боится сделать больно.
С юного возраста все свободное время я посвящала развитию ребенка. Мы поменяли множества садиков, сменили класс и школу в 1 классе. И дело было не в плохих педагогах или воспитателях, а в том, что они не хотели находить подход к ребенку, без которого невозможно установить было контакт с ним. Если не хотели или не могли это делать педагоги, это делала я. После того как в очередной раз нам в садике сказали что нужно обратиться к невропатологу из за поведения ребенка, врач не усмотрел каких либо отклонений, посчитав задержку речи в 3 года нормой, а поведение – особенностью характера. Вот так и воспитывали и развивали нашего молчуна с характером.
Единственным плюсом была замечательная память при очень плохом логическом мышлении. Все становилось сложней с появлением школы, когда нам пришлось почти в 8 лет отдать его в 1 класс.
Чтобы научить читать я развила свою технологию обучению чтения, а в последствии применила технологию и для развития техники чтения, ведь мой ребенок не хотел и не любил читать совсем.
Технология была проста, не нужно было читать страницами и большими текстами. Каждый день я давала ему маленькое четверостишье, и он просто готовил его выразительное чтение. Позже в качестве метода наказаний мы ввели такие стихи вместо привычного «стоять в углу». Благодаря выразительному чтению маленького стиха, ребенок всегда сдавал технику чтение на оценку «отлично». Выразительное чтение способствовало переходу с чтения по слогам на чтение слово или словосочетания целиком По мере взросления я увеличивала размер стихов в пределах разумного. Читал каждый день по одному стиху, до тех пор, пока не прочитал выразительно стихотворение с первого раза без подготовки в четвертом классе.
Кто думает что технику чтения нельзя испортить постоянным чтением – заблуждаются. С одним из детей я столкнулась с бедой, когда чтобы не гневить учителя мы стали вести этот ненавистный дневник чтения, а ребенку читать по несколько страниц в день, чтобы он мог рассказать учителю что он читал, привело к тому что он полностью разрушил нормальную технику чтения и в 3 классе мы начали все абсолютно с начала, с маленького четверостишья.
Для меня оказалась большим и удивительным открытием, когда принуждение к чтению и ведению дневника чтения абсолютно испортили технику чтения. Тот же принцип, чтобы красиво писать нужно писать много текста? Нет конечно, нужно писать мало и работать на качество, красивое написание, на технику. Точно также вышло и с чтением. Если ребенок не хочет читать но его заставляют, он от скуки переходит от осмысленного чтения на чтения по слогам, он не читает, а называет слоги и так полностью расстраивает технику.
С другими детьми мы развивали технику чтения исключительно без дневников чтения и только выразительно прочитанными стихами. В будущем я добавила еще один приём для развития техники по мимо стихов. Я беру книгу с простым рассказом, засекаю секундомер ровно на минуту и ребенок читает. Через минуту мы считаем сколько слов он прочитал, например 50 слов, я добавляю отсчитывая в книге еще 20 – 30 слов, чтобы в сумме с начала получилось 70 или 80, и снова засекаем минуту и ребенок пытается этот же текст но с большим количеством слов прочитать.
Обязательно останавливаю если не правильно прочитывает, обязательным условием полное правильное прочитывание. И с 3тей или 4 попытки он прочитывает указанное количество слов. Прочитав еще раз повторяем с текстом дальше. Не более 2 раз в один день. Детям такое чтение нравиться, у них появляется спортивный интерес и чувство победы и улучшается скорость техники чтения и азарт. Каждый раз получается все лучше и лучше. Эта техника наибольше всего пришла по душе приемным детям, которые имели неудовлетворительную технику и всего за месяц мы довели ее до средних показателей без лишних усилий.
С дневниками мы очень воевали с учителями. Имея негативный опыт я категорически отказывалась от его введения. приводя свои доводы и рассказывая о своем методе. А когда мы забрали приемную дочь под опеку, и учитель увидел разницу в её технике чтения по сравнению с весной, больше про дневники чтения не спрашивала и задавала по чтению каждый день в домашнее задание для всего класса выразительно читать стихи. Видимо мой метод даже учителю пришелся по душе.