Речь идёт об акварельном портрете, написанном Александром Брюлловым в конце 1831 – начале 1832 года.
Есть версия, что на этом портрете Наталья Николаевна запечатлена в том же самом платье, в котором Пушкин увидел её первый раз. А случилось это на московском балу, в декабре 1828 года.
Откуда пошло предположение, что это – то же самое платье? Вероятно, из-за таких свидетельств, как оставила нам Александра Арапова, дочь Натальи Николаевны от второго брака:
«Нат. Ник. Гончаровой только минуло шестнадцать лет, когда они впервые встретились с Пушкиным на балу в Москве. В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической, царственной красотой»…
И всё, вроде бы, сходится. Вот только платье на портрете – не бальное, а вечернее. Для светских приёмов, ужинов, театра.
Как платье княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой
По стрелочке вправо – платье в другом ракурсе.
С платьем княгини Юсуповой наблюдается интересная история. Когда-то Эрмитаж выпустил книгу «Костюм в России 17 – начала 20 века». И там это платье значилось как бальное.
Но сейчас на сайте Эрмитажа оно значится как вечернее. Вероятно, в книге был ошибка, теперь её исправили.
Бальные платья имели не только декольте, но и короткие рукава.
Так было не только во времена Пушкина, а на всём протяжении 19 века.
По стрелочке вправо - фотография другого бального платья того времени:
Вот как выглядят бальные наряды конца 1820-х на модных картинках:
Второй момент – пышность рукавов.
На портрете Брюллова они очень пышные. По моде 1831 года.
А в 1828 году прозрачный рукав «жиго» был несколько уже.
Вот здесь я размещала портреты, где дамы – в платьях с такими рукавами. По ним видно, как с 1826 года рукава постепенно росли:
Этот дивный прозрачный рукав… За что за дамы пушкинской поры его так любили?
Третий момент – практический.
Бальные наряды были недолговечны. Их надевали на 1-2 бала, а после перешивали, меняя отделку. Если, конечно, можно было перешить, если платье не было испорчено после бала.
«От нарциссов осталась бесформенная масса»… Почему бальные наряды не украшали живыми цветами?
Так что, я думаю, на портрете мы видим Наталью Николаевну не в том самом платье, в котором Пушкин первый раз увидел её на балу.
Она в новом, прелестном вечернем платье по моде 1831 года. С фероньеркой, которая ей всегда так шла, и дорогими алмазными серёжками, которые Пушкин одолжил у князя Мещёрского.
Мода времён Пушкина. Рукава вечерних нарядов в стиле средневековья.
Мода времён Пушкина. Рукав бальных нарядов со странным названием «берет».
Рукава, похожие на воздушные шары, и прически, которые постепенно меняются. Роскошные 1830-е.
Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!
#стиль #мода и красота #искусство #история #портреты
.