Найти тему
Модная лавка 19 века

Знаменитый портрет Натальи Пушкиной. Могла ли она быть в этом платье, когда Пушкин увидел её первый раз?

Речь идёт об акварельном портрете, написанном Александром Брюлловым в конце 1831 – начале 1832 года.

Есть версия, что на этом портрете Наталья Николаевна запечатлена в том же самом платье, в котором Пушкин увидел её первый раз. А случилось это на московском балу, в декабре 1828 года.

А. Брюллов. Портрет Натальи Пушкиной, 1831-1832 годы.
А. Брюллов. Портрет Натальи Пушкиной, 1831-1832 годы.

Откуда пошло предположение, что это – то же самое платье? Вероятно, из-за таких свидетельств, как оставила нам Александра Арапова, дочь Натальи Николаевны от второго брака:

«Нат. Ник. Гончаровой только минуло шестнадцать лет, когда они впервые встретились с Пушкиным на балу в Москве. В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической, царственной красотой»…

И всё, вроде бы, сходится. Вот только платье на портрете – не бальное, а вечернее. Для светских приёмов, ужинов, театра.

Как платье княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой

По стрелочке вправо – платье в другом ракурсе.

С платьем княгини Юсуповой наблюдается интересная история. Когда-то Эрмитаж выпустил книгу «Костюм в России 17 – начала 20 века». И там это платье значилось как бальное.

Но сейчас на сайте Эрмитажа оно значится как вечернее. Вероятно, в книге был ошибка, теперь её исправили.

Бальные платья имели не только декольте, но и короткие рукава.

Так было не только во времена Пушкина, а на всём протяжении 19 века.

По стрелочке вправо - фотография другого бального платья того времени:

Вот как выглядят бальные наряды конца 1820-х на модных картинках:

Бальное платье, 1829 год.Причёска без локонов на висках.
Бальное платье, 1829 год.Причёска без локонов на висках.
Бальные наряды, 1829 год. Причёски с локонами на висках.
Бальные наряды, 1829 год. Причёски с локонами на висках.
Бальные платья, 1829 год.Женские причёски обильно украшены цветами.
Бальные платья, 1829 год.Женские причёски обильно украшены цветами.

Второй момент – пышность рукавов.

На портрете Брюллова они очень пышные. По моде 1831 года.

А в 1828 году прозрачный рукав «жиго» был несколько уже.

Вот здесь я размещала портреты, где дамы – в платьях с такими рукавами. По ним видно, как с 1826 года рукава постепенно росли:

Этот дивный прозрачный рукав… За что за дамы пушкинской поры его так любили?

Вечернее платье, 1829 год.
Вечернее платье, 1829 год.

Третий момент – практический.

Бальные наряды были недолговечны. Их надевали на 1-2 бала, а после перешивали, меняя отделку. Если, конечно, можно было перешить, если платье не было испорчено после бала.

«От нарциссов осталась бесформенная масса»… Почему бальные наряды не украшали живыми цветами?

Так что, я думаю, на портрете мы видим Наталью Николаевну не в том самом платье, в котором Пушкин первый раз увидел её на балу.

Она в новом, прелестном вечернем платье по моде 1831 года. С фероньеркой, которая ей всегда так шла, и дорогими алмазными серёжками, которые Пушкин одолжил у князя Мещёрского.

Вечернее или бальное платье с короткими рукавами, конец 1820-х.
Вечернее или бальное платье с короткими рукавами, конец 1820-х.

Мода времён Пушкина. Рукава вечерних нарядов в стиле средневековья.

Мода времён Пушкина. Рукав бальных нарядов со странным названием «берет».

Рукава, похожие на воздушные шары, и прически, которые постепенно меняются. Роскошные 1830-е.

Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!

#стиль #мода и красота #искусство #история #портреты

.