Отказ Австралии от контракта с Францией на приобретение 12 атомных подлодок в прямом смысле шокировал французские политические круги. Ведь речь идет не столько о том, что вследствие односторонних действий Канберры французские экспортеры вооружений понесли прямые убытки и недополучат уже запланированные 56 млрд евро прибыли, сколько о том, что Австралия просто перепоручила исполнение данного контракта США.
Получается, что налицо сговор двух членов блока НАТО против третьего союзника, поэтому близкие к официальному Парижу эксперты заявляют не только об «атаке» на политику Франции в Индо-Тихоокеанском регионе, но также о подрыве трансатлантических отношений в целом. Эффект от австралийско-американских действий вышел настолько впечатляющим, что Франция решилась на беспрецедентный в истории отношений с этими странами дипломатический демарш и отозвала своих послов из Канберры и Вашингтона. Более того, в качестве ответной меры реагирования французскими политиками называется даже «временный выход» Франции из НАТО.
В чем разница между де Голлем и «маленьким Маню»?
Нужно отметить, что подобные решения 55 лет назад принимал легендарный французский лидер Шарль де Голль, который считал, что «организация НАТО подчиняет европейцев американцам». Необходимо признать, что время, да и нынешняя ситуация, лишь подтвердили правоту французского полководца и президента. Вместе с тем примечательно, что по прошествии короткого промежутка времени после принятия принципиальных решений в отношении НАТО, а также иных антимондиалистских шагов, направленных на укрепление суверенитета Франции, де Голль столкнулся с массовыми протестами парижской студенческой молодежи, которые очень напоминали нынешние цветные революции. При этом развитие политического кризиса в итоге вынудило генерала уйти в отставку со своего поста.
Маловероятно, что «наш маленький Маню», как называют своего нынешнего президента Эммануэля Макрона рядовые французы, решится на повторение действий Шарля де Голля. Дело не только в масштабах личности, но и в том, что два политика, национальный лидер де Голль и классический глобалист Макрон, опираются на принципиально разные идейно-политические и ценностно-нравственные платформы.
Из НАТО Франция не выйдет, но конфликта с Китаем может избежать
Кроме того, позиции Франции в современном мире даже слабее, чем в 60-х годах прошлого века. Почему США позволяют себе так бесцеремонно обходиться с многолетним союзником? Потому, что могут себе это позволить и не считают, что Париж решится на что-либо большее, нежели дипломатические демарши. Кроме того, очевидно, что еще со времен Трампа, который требовал, чтобы «европейцы платили за свою безопасность», ценность НАТО для США несколько снизилась. Сейчас Вашингтон постепенно переходит к практике создания страновых альянсов и если, скажем, в Центральной Европе это антироссийское «Междуморье» с участием стран Балтии, Польши и Украины, то в Индо-Тихоокеанском регионе возник трехсторонний оборонный альянс AUKUS с участием США, Великобритании и Австралии.
Несмотря на то, что в данном регионе проживают порядка 2 миллионов французских граждан, есть ряд относящихся к Франции территорий, а также определенное военное присутствие (7000 солдат, пятнадцать крупных военных объектов и сорок самолетов), Париж в этом англосаксонском концерте оказался явно не ко двору и не зря ведущие французские эксперты заговорили о «геополитическом одиночестве» своей страны. При этом прогноз заключается в том, что Макрон и его окружение, несмотря на всю пропагандистскую шумиху, не предпримут каких-либо серьезных симметричных шагов против американских союзников, хотя слово «союзники» в данном случае стоит брать в кавычки.
Однако в данной истории есть и определенные плюсы для Франции. Военный альянс AUKUS явно направлен против Китая, хотя в уставных документах и отсутствуют подобные констатации. В этих условиях Париж имеет полное право уклоняться от участия в американских антикитайских авантюрах, если, конечно, у «маленького Маню» и его предшественников хватит политической воли сказать «нет» дряхлеющему, но все еще страшному Дядюшке Сэму.