Найти тему
Fiasco Fobia

Венеция: от Сиятельной Республики к фиаско. Часть II.

Вторая часть венецианской саги посвящена общественному и государственному устройству Сиятельнейшей. Ведь, именно, «республиканское» устройство Венеции (а не Римская империя, точнее – не только она), во-многом послужили прообразами для создания сначала Британской империи, а позднее и США (т.е. – сверхдержавы новейшей истории).

"Патриарх Градо исцеляет одержимого у моста Риальто", Витторе Карпаччо, 1494г.
"Патриарх Градо исцеляет одержимого у моста Риальто", Витторе Карпаччо, 1494г.

Вдруг, «копаясь» во всем этом венецианском великолепии, станет возможным избежать/предвидеть фиаско в настоящем – хотя бы при анализе развития ситуации с теми же Штатами? – это, не про пафос сейчас, а про «соломку подстелить»…

Начнем с того, что система государственного управления Венеции была уникальна для своего времени (да и сейчас, во многом) отсутствием единого центра власти. Представьте, «на дворе» дремучее средневековье с его «единоличными» королями-герцогами-баронами, старавшимися изо всех сил построить «вертикаль власти», а Венеция (республика!), наоборот: всеми силами, пыталась ограничить власть номинального первого лица государства – дожа, для чего создавались: Большой, Малый и Тайный советы, всякие комитеты и пр.

Не только враги Республики, но и сами тогдашние венецианцы (как, и современные историки) не могли с уверенностью сказать, где в Венеции находится «центр принятия решений», ну или – кто, конкретно, приял то или иное решение: и неважно - от объявления войны, до таможенных пошлин.

Львиная пасть. Дворец дожей. Венеция.
Львиная пасть. Дворец дожей. Венеция.

Мы как-то наткнулись на описание процедуры выборов в один из бесконечных «Советов» (страниц на 10-ть): сначала одни выбирают других, потом другие третьих, согласовывают с четвертыми… и после 20-й подобной итерации - просто бросают монетку или кости (чисто по Талебу, прям!)…

«Официальные» историки классифицируют венецианское госуправление, как плутократию (когда все решает узкий круг богачей) с элементами геронтократии (средний возраст дожей 14-16 веков – 72 года!), однако, мы более склонны верить многочисленным свидетельствам очевидцев, писавших, что подлинными «правителями» Республики (эдаким genius loci – гений места) были: здравый смысл (торговцы-ремесленники – это вам не феодалы/крепостные); превосходство обычаев над законом (достаточно было пристыдить гражданина, что бы он изменил свое поведение); превосходство общественных интересов над личными (в одиночку не справиться с морем и врагами).

Посол Фландрии в 15-м веке с удивлением описывал венецианцев, выстроившихся в очередь, чтобы… заплатить налоги! Причем, плательщиков было так много, что «налоговики» не успевали их обслуживать. Тут конечно, не только ревностное исполнение долга, но и страх наказания за неуплату – и все же…

"Венецианский дож Леонардо Лоредан", Джованни Беллини, около 1501г.
"Венецианский дож Леонардо Лоредан", Джованни Беллини, около 1501г.

При всем том, обряды/традиции и прочие «танцы с бубном» - никак не отменяли наличие судебной системы, где ответчику был ГАРАНТИРОВАН адвокат (причем, если нет денег – бесплатный): даже рабы (коих проживало до 3 тыс.) выигрывали в судах у своих влиятельных обидчиков (иногда)!

Но, основная «духовная скрепа» Сиятельной - СТРАСТЬ к тайнам, причем, как на государственном уровне, так и на частном.

Республика засекречивала свои архивы так, что даже дож не имел права входить туда без «смотрящих», при том, что сами архивариусы, принимались на службу только в случае полной безграмотности (кандидат не должен был уметь читать/писать); ни один венецианский чиновник, без особого на то разрешения - не имел права даже просто разговаривать с иностранными послами под страхом смертной казни; Тайный Совет мог принять решение об убийстве того, или иного гражданина (такая мера - только за преступления против государства) и привести его в исполнение без суда и следствия – не зря, этих, закутанных в темные плащи «рыцарей плаща и кинжала» называли «черными инквизиторами».

Теперь понимаете, почему туристу так трудно найти в Венеции хороший ресторан (чтобы вкусно, не-по-космическим-ценам и с официантами без мании величия)? – склонные к тайнам аборигены просто «оставляют» их для себя-любимых.

А может секрет такого уровня «гражданственности»/тайн в разбросанных по всем городам, принадлежавшим Республике bocca di leone (львиная пасть): почтовыми ящиками для…доносов?

Правда, доноситель должен был не только самолично подписать такую «жалобу», но, так же указать свое имя, присовокупив минимум двух свидетелей (анонимки, если только не касалась безопасности государства – сжигались). Доносить можно было на что угодно: от расточительности чиновников до распущенности нравов соседей.

При всем, этом, Венеция периода своего рассвета, была скорее теперешнем Китаем, а не США – она не «изобретала», что-то нового, ибо была ооочень консервативна на всех уровнях (может быть, именно поэтому, там НИКОГДА не было революций), она блистательно копировала и внедряла уже изобретенное и опробованное кем-то другим.

Это ведь Генуя (тоже республика, правда «периодически»), первой, ввела двойную запись в бухучете, эмитировала золотую монету (резервную валюту), составила договора страхования и рисовала морские карты – НО…

"Венецианский врач во время чумы", Ян ван Гревенброк, XVII в.
"Венецианский врач во время чумы", Ян ван Гревенброк, XVII в.

ИМЕННО, венецианские купцы и банки обошли всех в мире, используя прообраз современного учета торговых/банковских операций; венецианский золотой цехин стал основной резервной валютой на столетия (привет доллару/фунту/юаню…); Венеция стала центром страхования; Республика печатала морские (и не только) карты «на промышленной» основе…

Мы долго «держали интригу» во второй части венецианской саги, дав читателю догадаться, КАК, такой отлаженный (с виду) госмеханизм потерпел фиаско… Открываем занавес, а точнее – венецианские архивы и читаем: «Повальная коррупция: каждая должность – стоит денег» (1530г. хроникер: Марино Санудо). Занавес.

В следующей, заключительной части: культура и нравы.