К Брестскому миру, как и к пакту Молотова-Риббентропа, в около исторической публицистике до сих пор высказываются мнения порой даже не противоречивые, а просто несуразные. Что же делать, если в "самой лучшей в мире школе" приучали, чуть пробежав глазами текст параграфа вещать о всемирно-историческом значении самых различных событий. Но, всё-таки, почему названный так самим Лениным "похабный мир" не принёс победы Четверному союзу во главе с Германской империей (Второй Рейх), а для Советской России оказался обременительным лишь на такой короткий срок?
Попробуем разобраться в нескольких ключевых моментах.
Ленин — немецкий шпион
Был ли Ленин В. И. немецким шпионом? Во время Великой (Второй мировой) войны среди политических противников объявление друг друга агентами враждебного государства было едва ли не самым излюбленным приёмом. Оживившиеся политические проходимцы всех мастей не нашли ничего лучшего как обвинить в шпионаже в пользу Германии даже российскую императрица Александру Фёдоровна, распространяя чудовищный по своей нелепости анекдот о прямом телефонном проводе между её спальней и немецким генштабом.
Но Владимир Ильич Ульянов (Ленин) был по сути агентом Германии, хотя и не передавал донесений, не воровал для врага военных секретов. Но агентом Германии он безусловно был, если под словом агент понимать представителя, посланника, иногда защитника интересов, частью смысла этих значений и является секретный агент спецслужбы. В поглотившей Россию в 1917 году революционной вакханалии верховодили по-началу агенты Англии, Франции и США. Был связан Ленин с германскими властями какими-либо обязательствам, или не был связан, в любом случае он во главе РСДРП мог всерьёз побороться за власть с англофилами и франкофилами. Что он и сделал. И выиграл к концу октября 1917 года.
Неизбежность Брестского мирного договора
На месте Ленина сепаратный договор с Германией и её союзниками в конце 1917 - начале 1918 года должен был подписать любой здравомыслящий руководитель страны. Идеальным было бы, если такой сепаратный мир с Германией заключил бы царское правительство в конце 1916 или начале 1917 года. Тогда Россия могла бы отказаться от перспективы завоёвывать победу для Антанты ценой крови русского и других народов империи. И при этом получить решение собственных задач — Восточную Галицию и Константинополь, неважно под каким соусом. Но вышло как вышло. Революционеры всех мастей приложили максимум усилий для разрушения российской военной мощи. А знаменитый Приказ № 1 Петроградского Совета добил российскую армию окончательно. В этих условиях организация попытки летнего наступления со стороны Временного правительства была актом национального предательства, несмотря на патриотические обёртку. Когда большевики вместе с левыми эсерами взяли власть, у России уже не было армии, способной не то что победить, а просто обеспечить участие в мировой войне. Иначе не было бы никакой Великой Октябрьской революции. Продолжать войну без армии и надёжного тыла — абсурд. Потому и начались переговоры уже менее, чем через месяц после Октябрьского переворота.
Однако, в лице делегации от РСФСР страны Четверного союза столкнулись с необычным оппонентом. Если вдуматься, то февральское 1918 года заявление Троцкого Л. Д. на переговорах: "Ни мира, ни войны: мир не подписываем, войну прекращаем, а армию демобилизуем" вовсе не было совсем лишённым смысла. Целью Октябрьского переворота в России была мировая революция. Она же понималась революционерами как одно из главных условий сохранения их власти в стране. Тупиковая ситуация на сепаратных переговорах в Бресте тоже могла провоцировать кризис власти в Европе такой силы, чтобы вызвать революционный взрыв.
Разбогатела ли Германия по итогам Брестского мира
Переговоры по заключению сепаратного мира между Четвертным союзом (Германии, Австро-Венгрии, Османской империи и Болгарии) на самом деле шли довольно долго — с конца ноября 1917 по начало марта 1918 года. И первоначально подписанный 3 марта мирный договор был не столь похабным, как принято воспринимать. Страны Четверного союза восприняли заключение мира без контрибуций из Декрета о мире 26 октября (8 ноября) 1917 года, но понятие "аннексия" не было обозначено сторонами, потому Россия лишалась контроля над обширными территориями на западе без обозначения нового юридического статуса этих областей. Исключение — требование об обязательном признании сторонами Украинской Народной Республики (УНР). УНР стала фактически сателлитом Германии. Делегация Центральной рады заключила соглашение с немецкой и австрийской делегациями в г. Бресте ещё раньше делегации от РСФСР — в феврале 1918 года. Немецкая сторона к своей пользе применила признанный большевиками и левыми эсерами принцип свободы наций на самоопределение. Но если в Прибалтике ситуация более-менее стабилизировалась за счёт немецкой диаспоры и традиции нахождения территории и населения Эстонии и Латвии под властью западно-европейских политических конструктов. А вот власть немцев германских и австрийских на Украине была в целом больше призрачной, чем реальной. Центральная рада, с представителями которой были достигнуты соглашения не только о мире, но и о поставках продовольствия в Германию и Австро-Венгрию, в апреле 1918 года была свергнута Скоропадским, ставшим гетманом УНР силами тех же немцев, которым нужна была эффективная администрация для обеспечения их интересов. Но и власть военного диктатора Скоропадского не дала желаемого результата, проект германского протектората над УНР провалился в гражданскую войну.
С попыткой прекратить ситуацию войны на 2 фронта за счёт сепаратного мира с лояльным правительством во главе России тоже оказалось самообманом. В момент подписания Брестского мира руководители УНР претендовал на гораздо большие территории, чем имели под своим контролем. Советское правительство в Петрограде, а затем в Москве, несмотря на победу ленинской концепции сепаратного мира с Германией и её союзниками, отнюдь не спешило строго выполнять все условия Брестского договора. Германия хотела установления своего status quo на западных территориях бывшей Российской империи. Большевики и их союзники хотели мировой революции, то есть взрыва всех status quo. Иллюстраций слова немецкого генерала Людендорфа:
Надо было подавить большевизм на Украине, проникнуть глубоко в страну и создать там положение, которое доставляло бы нам военные преимущества и позволило бы черпать оттуда хлеб и сырье.
Но желаемого Германия и её союзники на западе России добиться не смогли. Второй фронт по факту оставался. Полученные материальные ценности не могли удовлетворить германские аппетиты. Та часть золота, которую Второй рейх смог получить в результате новых договорённостей с РСФСР в вынужденное дополнение к Брестскому миру, была присвоена Францией в счёт контрибуций с проигравшего Четверного союза. В начале ноября 1918 года Германская и Австро-Венгерская империи были вынуждены капитулировать перед Антантой и рухнули в результате революции.
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.