Найти тему
Блог ПИТЕРМЭНА

Японское колесо фортуны

Глубинный взгляд чеховской оптикой на связи людей.

Фильм "Случайность и догадка" режиссера Рюсукэ Хамагути - нечастое в нашем прокате современное японское кино.

Для тех, кто был очарован год назад прошедшим в российских кинотеатрах фильмом известного корейского режиссера Хон Сан-су "Женщина, которая убежала" свежее творение японского режиссера возможность повторить приятное. Кажется, что под ауру этого камерного разговорного дальневосточного кино подпал и Берлинский кинофестиваль, выдавшей корейскому фильму приз за режиссуру в прошлом году, а японскому - гран-при в этом.

Снова, как в "Женщине, которая убежала" фильм разбит на три части, там это была встреча героини с тремя подругами, здесь три совершенно независимые истории, объединенные тем, что правит их событиями его величество случай. Опять большинство экранного времени занимают диалоги, в корейском фильме поражавшие интонационной сдержанностью, здесь же более яркие, эмоциональные (насколько это возможно в сдержанной японской культуре). И если Хон Сан-су показывал все же детали корейского быта, то Рюсукэ Хамагути почти отказался от этого, сосредоточив все внимание зрителя на лицах героев.

-2

Итак, история один - «Волшебство (или что-то еще более эфемерное)». Цугуми делится со своей близкой подругой Миэко своими чувствами от знакомства с Кадзу, с которым они, случайно встретившись, разговорились и провели много часов, ощутив тепло от общения. Очень любопытно это передаваемое Цугуми восточное ощущение гармоничности разговора, вызвавшее у Цу и Ка (как он предложил называть друг друга) чувственное влечение, детали которого, однако, девушка стесняется передать даже подруге. Далее вмешается случай, где Миэко с несвойственной японской культуре, но присущей ее натуре честностью, напором и искренностью попробует прокрутить Колесо фортуны (в мировом прокате фильм называется "Колесо фортуны и фантазии"), не забывая впрочем о культурных установках ("Я хорошо воспитана" - говорит Миэко в решающий момент).

-3

История два - "С открытой настежь дверью". Нана, будучи уже не юной замужней женщиной, учится в Токийском университете. Она мыслит независимо, и ей сложно общение с другими студентами, поэтому она чувствует себя изгоем. Пользуясь этим, её, сексуально чувственную женщину, использует негодяй-красавец Сасако.

-4

Нана не в силах отказать любовнику, соглашается попытаться дискредитировать профессора французского языка и литературу Сэгаву, проявившего бескомпромиссность к беспутному Сасако. Профессор выпустил роман, получивший важную литературную премию, в котором Нану привлекла красочно выписанная эротическая сцена. Под предлогом обсуждения книги девушка приходит к профессору.

-5

Это очень интересный диалог глубокого мастера, желающего показать непохожей на других ученице тайны литературного творчества, в лучших традициях восточных сэнсэев направляя ее на путь, раскрывая в девушке ее внутренние силы. Опять же вершителем выступит случай, а Нана получит судьбу и возможность отдать долг Сасако. На мой вкус вершинная часть кино, глубокая и красивая.

-6

Наконец, история три - "Еще раз". Очень условная, она представляет из себя актерский бенефис. Мока приезжает в Токио на встречу школьных выпускников в надежде увидеть близкую подругу, с которой расстались двадцать лет назад. Потерпев неудачу, женщина совершенно неожиданно видит ее на улице.

-7

По-японски сдержанная учтивость и вежливость сопровождает их общение уже в доме Ноа. Здесь режиссер позволяет себе дополнить диалог бытовыми зарисовками, что совсем уж напоминает "Женщину, которая убежала". Но главное, что и Мока, и Ноа ошиблись, за давностью лет спутавшись во внешности, они не знали друг друга в юности. Но видя, какое разочарование в этом для Моки, Ноа предлагает представить, что они действительно те, кого искали друг в друге.

-8

Это по-настоящему психологичные сцены, ведь часто для нас главное высказаться, неважно слышит ли тебя собеседник, так что для обеих женщин эта путаница - возможность облегчить душу, пусть и не перед тем, кому они хотели бы это выразить. Видимо, с точки зрения мастерства, сценарного, режиссерского и актерского, история должна быть признана лучшей в фильме, но моему восприятию все же мешала некая искусственность созданной женщинами ситуации, априори принятой ими.

-9

Наверное, лучшее на данный момент творение Рюсукэ Хамагути, дарит нам глубокий взгляд на человеческие связи, особенно яркий в условиях общепринятой восточной сдержанности в выражении чувств. Отринув любые предрассудки о непонятном, далеком от нас Востоке, это надо смотреть, ведь отношения между людьми универсальны, а это талантливо сделанное кино позволяет высветить их во всей сложности и противоречивости.

В наше непростое время важно найти объединяющее начало. Движение «Я – ЛИЧНОСТЬ» - это шесть основополагающих жизненных принципов для каждого человека, которые ведут наше общество в будущее.

1. Всегда иметь собственное мнение

2. Уважать других людей

3. Быть на стороне добра

4. Поступать честно и искренне

5. Познавать мир через лучшие проявления культуры

6. Постоянно совершенствовать свою личность

Вся работа блога ПИТЕРМЭНА нацелена на непрерывное развитие людей. БЕЗ ЭТОГО НЕ ВЫБЕРЕМСЯ! Распространяйте материалы блога и принципы «Я – ЛИЧНОСТЬ». Пишите сообщения о желании поддержать средствами блог ПИТЕРМЭНА