Найти тему

Вояж в страну Магриба. Часть 5

Бабушка русского флота

Если бы не Анастасия Ширинская, то, вероятно, на месте храма Воскресения Христова сейчас стояла бы какая-нибудь высотная гостиница или банк.

Благодаря стараниям этой легендарной женщины - дочери морского офицера Манштейна, два русских храма Туниса перешли под юрисдикцию Московского патриархата. История же русского православия в Северной Африке началась с трагедии России - Гражданской войны, после окончания которой сотни тысяч русских эмигрантов оказались в мусульманской стране.

В 1920 году эскадра Черноморского флота с остатками разгромленной белой армии покинула Севастополь. Вместе с военными бежали их семьи: на 126 кораблях разместилось около 150 тысяч человек, среди которых была и восьмилетняя Настя с сёстрами. Путешествие было смертельно опасным: один корабль отстал и затонул. Отрывок из книги Анастасии Ширинской "Бизерта. Последняя стоянка" воспроизводит события тех дней: "Эсминец "Жаркий", который тянули на буксире, несколько раз отрывался. Были проблемы с углем, поэтому терять время было нельзя. С "Жаркого" пересадили женщин и детей. В каютах стало так тесно, что пассажирам приходилось всю дорогу стоять вплотную друг к другу".

Первый пункт стоянки - Константинополь, он же Стамбул. Судьбу беженцев решали бывшие союзники России в Первой мировой войне. Для русского флота местом стоянки выбрали порт Бизерта в Тунисе. Ещё один переход через Средиземное море под конвоем французских судов. Снова шторм. Корабли разбросало, машины отказали, пришлось поднять паруса, поскольку заходить в иностранные порты запрещалось.

В декабре 1920 года первые корабли русской эскадры добрались до Бизерты. Офицеров обезоружили, вместо Андреевского стяга подняли жёлтые карантинные флаги - чтобы люди не могли сойти на берег. Так началась история русских в Тунисе. Беженцы потеряли средства к существованию, близких, родину. Чтобы выжить, брались за любое дело. Бывшие моряки работали землемерами, строили дороги. Отец Анастасии даже шил дамские сумочки. Несмотря на скудные заработки, русская община в память о погибшей эскадре построила в 30-х годах в Бизерте православный храм Александра Невского. Деньги давали в основном эмигранты, но помогали и французы, и тунисцы.

В эти же годы в столице Туниса протоиерей Константин Михайловский, прибывший в Северную Африку на тех же кораблях черноморской эскадры, создал приход. Вначале он разместился в доме, нанятом у арабов. В 50-х годах прошлого века возвели храм Воскресения Христова. Строилось здание исключительно на средства прихожан, но большую сумму пришлось одолжить. Все годы храм находился в каноническом ведении различных церквей. После объявления независимости Туниса большинство русских эмигрантов уехали в другие страны, и встал вопрос о содержании строения. Местные власти покушались на храм под предлогом его бездействия. Именно в это кризисное время, в 1990 году, Анастасия Ширинская, возглавлявшая русскую православную общину в Тунисе, обратилась к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой о принятии прихода в Московский патриархат.

Анастасию Александровну за сохранение памяти о русских моряках, поддержание православных традиций в мусульманской стране называли "бабушкой русского флота". Свои скромные средства и пожертвования прихожан она тратила на уход за могилами русских моряков, ремонтировала храм в Бизерте. Всю жизнь она проработала учителем математики, посвятив свободное время созданию летописи о судьбе русских моряков на чужбине.

В 1997 году она получила российское гражданство, однако отклонила предложение о переезде в Россию. В Бизерте её именем названа площадь перед храмом Александра Невского. Она была известной личностью, и гид Мухаммед заявил, что её уважали за любовь к Тунису, который стал для неё второй родиной. Найдите на просторах Интернета фото Анастасии Ширинской. Её нелегкая судьба, которую она посвятила сохранению памяти о последних днях эскадры, заслуживает нижайшего поклона.

Раньше офицеры и моряки российского флота, попадая в Тунис, обязательно навещали "бабушку русского флота". Одному из капитанов, который обвенчался в бизертском храме, Анастасия Ширинская доверила увезти на родину Андреевский флаг погибшего императорского флота. Сейчас реликвия хранится в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Анастасия Александровна скончалась в 2009 году в возрасте 97 лет. Если бы не туристическая поездка, так и не узнала бы о легендарной женщине, имя которой столь почитаемо в Тунисе. Вот такие трагические, героические и малоизвестные страницы российской истории, которые разворачивались на земле Северной Африки, открыла экскурсионная поездка в Карфаген.

Продолжение следует...

Автор: Ирина Коротких