Найти в Дзене
ЛИЧНОСТИ ОБЩАЮТСЯ

Тайные силы стихотворений

Оглавление

Об особом воздействии стихов на состояние человека известно давно. Однако несколько самых разных людей за последнюю неделю делились своими заблуждениями на этот счёт. Видимо, пришла пора об этом написать.

В чём психологические секреты стихотворного текста? Перечислю три основных.

  1. Ритмичность строк. Именно повторение в определённом соотношении ударных и безударных слогов задаёт слушателю определённый тонус и привлекает и настраивает внимание. Ритм, созвучный вашему настроению, раскрывает душу для информации. Ритм, отличный от вашего состояния, способен взволновать или успокоить. Сравните короткие строки военного марша и фразы романса. Вслушайтесь в ритм молитв.
  2. Рифма. Помимо звукового усиления ритмичности, рифмованные окончания строк легче запоминаются. Чем точнее рифма – тем лучше она отпечатается в памяти. Достаточно одной рифмованной строке нам приглянуться, как она тянет за собой «напарницу». Народная мудрость, обёрнутая в поговорку, шествует сквозь века благодаря рифме. Не говоря уже о стихотворных цитатах классиков.
  3. Эмоциональное наполнение. Информация, изложенная сухим, казённым языком, воспринимается как нечто инородное, искусственное. Та же мысль, обёрнутая чувствами и стремлениями, воспринимается уже как обращение к личности, вызывает ответные эмоции, становится началом общения автора и читателя. Созвучие душевных состояний распахивает сердце для текста в целом.

Потому стихотворными строками пользуются как успешные ораторы, так и создатели рекламы. А образованный человек, произнося первую из известных рифмованных строк, способен передать свои чувства и отношения, даже недоговаривая фразы.

Заблуждения

Открою тайну: любой текст оказывает психологическое воздействие. Ритмизировано-рифмованный – в большей степени. Потому требования к нему выше. Сила этого воздействия зависит от мастерства автора. И вот тут возникают разного рода заблуждения. Расскажу о часто встречающихся.

  1. Вдохновение неприкосновенно. Позиция таких авторов такова: всё, что пришло в голову и мною записано, пересмотру не подлежит. Однако даже маститые литераторы чётко разделяют черновик и законченный вариант. Увы, лишние или случайные слова, неудачные выражения, несогласованность фраз – всё это превращает высказываемую мысль в шершавую, чуждую, неумело высказанную. И отталкивает от стихотворения в целом.
  2. Спетые стихи – заведомо хороши. Увы, пение стихотворения – не гарантия его высокого качества. В былые времена песни объявлялись так: музыка – Иванова, стихи – Сидорова. Теперь употребляют термины «мелодия» и «текст». Но наличие ритма – лишь один из признаков стихотворения. Если с остальным проблемы – не стоит путать «текст» и «стихи». Тем более – выдавать одно за другое.
  3. Послание высшего разума. Приверженцы «энергетически заряжающих стихов» предлагают тексты, способные (по их словам) исцелять. Проблема похожая: это пришло Свыше и пересмотру не подлежит. Но создаётся впечатление, что Высший разум имеет «тройку» по грамматике и очень скудный словарный запас. Об устранении языковых огрехов подобные авторы и слушать не хотят, прячась за авторитет Небесного источника. Комбинации слов «любовь», «мир», «гармония», «исцеление» даже в простенькном сочетании воздействуют на психику страждущих. Но, как правило, в вопросах исцеления души и тела подобный текст проигрывает перед вековой молитвой и литературно отшлифованным стихотворением. Однако и этим прельщаются люди. Хотя здесь больше играет роль личность «стихоцелителя».

Совет

Так что делать со стихами? Их нужно читать. А затем оценивать. Например, полезно задать себе несколько вопросов.

  1. К чему направляют меня мысли и чувства этого стихотворения?
  2. Есть ли в этом стихотворении гармония или лишь набор красивостей?
  3. Эти стихи ведут к развитию души или тянут её в примитивность?
  4. Вдохновение для этого произведения даровали Светлые или Тёмные высшие силы?

Оставить ли их в своей библиотеке или забыть – решать вам!