Октябрьские фьючерсы на газ преодолели психологическую отметку в 1000 долларов за тысячу кубометров. По сравнению с предыдущей сессией рост составил 9%.
Причем, на пике цена доходила до 1031 доллара, так что выросшие котировки — это еще не предел. Такой рост связана с ценовой войной «Газпрома», который хочет избавиться от ограничений на «Северный поток 2».
Интересно, что такие высокие цены на газ поднимают и стоимость нефти. Нефть марки Brent этим утром подорожала до 80 долларов за баррель, это рекорд с 2018-го года.
А что будет с рублем?
Большинство россиян интересует вопрос: почему с момента рекордного падения в 2014-м году наша национальная валюта не растет, а только падает. Не секрет, что стоимость рубля сильно зависит от цен на нефть. Если нефть падает – рубль падает вслед за ней. Но почему при обратном процессе это правило не работает?
Виной всему бюджетное правило. Когда цена барреля превышает 43,3 доллара Минфин начинает скупку валюты. Например, в сентябре на это уходило 15 миллиардов рублей каждый день. Это повышает спрос на доллар, а рублю не дает укрепляться.
Не менее важную роль играют санкции. Сейчас США запретили покупать российские ОФЗ на первичном рынке, а вскоре могут запретить и на вторичном.
Ранее иностранные инвесторы покупали ОФЗ, обходя таким образом запрет на покупку облигаций российских государственных компаний. Таким образом, «Роснефть», «Газпром» и другие могли получать финансирования, используя средства через ОФЗ.
Покупку ОФЗ американцы не блокировали, так как российских госдолг входил в большое количество индексов.
Зачем правительство держит низкий курс рубля?
Главным образом, из-за санкций. Если США усилит санкционное давление и запретит покупку российских ОФЗ на вторичном рынке, они будут резко распроданы, что может вылиться в резкое падение курса рубля.
Кроме того, российская экономика окажется в полной изоляции с невозможностью привлекать деньги иностранных инвесторов.
Именно поэтому любые лишние доходы моментально отправляются на создание валютного резерва. Отсюда же и стойкое желание нашего правительства иметь профицитный бюджет, не допуская дефицита даже в кризис.
Сейчас, в связи с жестким противостоянием по «Северному потоку 2», США может усилить давление, и тогда накопленные валютные резервы позволят нашей экономике продержаться на плаву.