В предыдущей статье я рассказывала о том, как эмоционально трудно отпустить выросшего домашнего ребенка в самостоятельное плавание по жизни.
Комментарии к статье были очень полярные – от абсолютного понимания правильности моей позиции, как матери, до категорического непринятия. Чтобы не отвечать каждому по отдельности, хочу еще сегодня поразмышлять на эту тему.
Здравствуйте все, кто меня читает! Вы на канале у Анфисы.
Для тех, кто впервые зашел на мой канал, вкратце объясню ситуацию.
Моя младшая дочь в этом году стала студенткой петербургского университета. Несмотря на то, что ранее дочь много раз уезжала из дома в различные лагеря, на конкурсы и олимпиады, привыкание к студенческой жизни и жизни в общежитии происходит очень болезненно. Она часто плачет и хочет домой.
Но, в то же время, она понимает, что учеба в рейтинговом вузе страны для нее несомненное благо, но пока еще не может перестроить свою жизнь и привыкнуть к самостоятельной жизни в другом городе.
Мне хотелось бы сегодня прямо разобрать ситуации, которые поднимали комментаторы под предыдущей статьёй.
Я без указания имен, извините, если что. Просто, это частые ситуации, повторяющиеся во многих семьях. Поэтому и будем считать их типичными,
Одна из комментаторов написала про то, как она поступила в аналогичной ситуации. Когда ее дочь, поступив учиться в институт в другом городе, не смогла привыкнуть к студенческой жизни и жизни в общежитии, мать забрала ее домой. Дочь перевелась на заочное отделение, окончила вуз, устроилась на работу в родном городе, со временем создала семью.
Не хочу никого обидеть, но эта ситуация лично для меня абсолютно неприемлема.
Начну хотя бы с того, что мы живем в маленьком городке в депрессивном регионе страны.
В нашем городе нет никакого промышленного производства. Последнюю птицефабрику обанкротили и закрыли девять лет назад. Из организаций, где можно устроиться работать мужчинам остались железная дорога и лесные предприятия, которые абсолютно все частные. Девушкам остается только бюджетная сфера и торговля. В бюджетные организации сейчас невозможно попасть без протекции. Среди молодежи очень высок уровень безработицы.
Власть местная, конечно, лакирует действительность. За последние лет семь у нас полностью отремонтировали дороги, идет ремонт всё и вся. Но ничего не строится. И, особенно, ничего не делается в плане создания рабочих мест.
Поэтому молодежь уезжает. Со временем получившие образование дети устраиваются на новом месте, перетягивают своих родителей. Многие из моих знакомых моего возраста, коллег-предпринимателей, заработав какие-то деньги, переезжают в среднюю полосу, поближе к детям. Так, например, уехала семья моей сестры к старшей дочери.
У той части молодежи, которая не смогла никуда уехать, перспективы нерадужны – работа в местных сетевых магазинах, на лесопилках. Кто-то, кто смог окончить местный железнодорожный техникум, идут работать на железную дорогу.
Если посмотреть со стороны, то всё, вроде бы, у нас нормально. Но если копнуть глубже – полная безнадёга.
Поэтому родители и пытаются найти для своих детей возможность учиться и трудоустраиваться в больших городах. А для умного и одаренного ребенка только учеба в другом городе становится социальным лифтом. И, конечно, здесь много зависит от родителей, но главное, конечно же, зависит от ребенка.
Мне гораздо больше импонируют другие комментарии. К счастью, их большинство. И, в большинстве своем, пишут их те, кто когда-то сам оказался в подобной жизненной ситуации.
Эти комментаторы пишут, что в большинстве случаев отъезд ребенка в другой город на учебу и начало самостоятельной жизни – процесс зачастую болезненный, но необходимый.
Как верно написала один из комментаторов, что никто не говорил, что будет легко. Да, трудно. Но необходимо. Я называю сейчас это трудностями переходного периода.
И дочери нужно самой пережить этот переходный период. Чтобы потом с гордостью оглядываться в прошлое и с чувством глубокого удовлетворения говорить себе – я молодец, я смогла.
Младшая дочь сейчас приезжала после операции к нам, в Подмосковье, где я сейчас живу у старшей дочери. Мы все, как могли, пытались ее убедить, что она справится и что трудности эти временные. Но ведь она всегда у нас была младшей. С сестрой у нее большая разница в возрасте. И, конечно, может она так себя не ведет со сверстниками, но с мамой может поплакаться.
Я вспоминаю себя в то время, когда я уехала учиться в город, который тогда назывался Ленинградом. Ездила поступать от бабушки из Вологодской области. Это было гораздо ближе. Причем, даже не думала о том, есть ли у института общежитие и вообще не думала, где буду жить. Думала, авось, что-то получится.
Конечно, очень тяжело было одной в общежитии. В отличие от Москвы, где у меня много родственников со стороны матери, в Ленинграде вообще никого не было. У мамы возможности посылать мне много денег не было. Поэтому со второго курса я начала работать – мыла полы в общежитии. Я была старостой двух этажей – их и мыла. Получала за это рублей 40. Если попадались бутылки, а они в студенческом общежитии обязательно были – сдавала их. Тоже была неплохая прибавка к стипендии. Тем более, что раньше пункты приема стеклотары были везде и сдать бутылки было незазорно. Получала повышенную стипендию. В общем, с деньгами всё было неплохо.
Постепенно подружилась с девочками, появились подруги среди ленинградок.
Домой звонила нечасто. Такого современного чуда, как сотовые телефоны, тогда не было. Домашнего телефона у нас тоже не было. Поэтому звонила домой, заказывая междугородный звонок на переговорном пункте. Не помню, чтобы жаловалась, что мне очень тяжело живется. Помню, что пожаловалась один раз, когда летом работала во время трудового семестра в пионерском лагере и очень сильно уставала.
В те времена я была скромной провинциальной девочкой. Не очень общительной, закомплексованной. Помню, чтобы справиться с одиночеством, много гуляла по Ленинграду, изучала город. С тех пор у меня очень хорошо развита топографическая память. Так же покупала билеты в филармонию, контрамарки и дешевые билеты в театры, ходила в музеи по студенческому билету с большой скидкой. За время учебы очень полюбила этот город и жалела, что не смогла там остаться.
Сегодня среди комментариев к статьям увидела комментарий к моей очень давней статье «К сорока годам ни семьи, ни детей, ни работы. Кто виноват?». Статья была опубликована еще 9 января и вот снова к ней интерес.
Там я как раз рассказываю на примере моей двоюродной сестры, что происходит, когда детей очень сильно жалеют, пытаются оградить их от жизненных трудностей. Итог, как правило, печален. Такая родительская сверхопека стоит сломанной жизни ребенка. Самое правильное, я считаю – это отпустить. Как бы не разрывалось сердце, как бы не было тяжело – НАДО отпустить. Иначе летать птенец так и не научится.
После прочтения всех комментариев решила спросить у старшей дочери, не жалеет ли она, не осуждает ли нас с отцом, что в свое время так резко оторвали ее от себя и выпустили во взрослую жизнь? Ответ был ожидаем. Дочь сказала, что, конечно же, нет. Что бы она сейчас делала в родном городе, чем занималась? Наоборот, она бесконечно благодарна родителям за то, что открыли ей дверь в новый мир.
Было несколько комментариев от москвичей. Честно скажу, что не хотела никого обидеть. Я знаю, что в Москве люди тоже живут по-разному. Но, что бы там не говорили, возможностей в больших городах детям в тысячу раз больше, чем провинциалам. И в провинции зарплаты, как правило, небольшие. И чтобы выучить в другом городе ребенка семье неизбежно придется понести существенные расходы. То есть, учиться для тех же москвичей значительно дешевле, чем для провинциалов.
А тем комментаторам, которые говорят, «что вы претесь все в нерезиновую?», хочется ответить, что если бы была возможность получения равноценного образования недалеко от дома и перспективы дальнейшего трудоустройства, может, так бы не уезжали.
Ведь у дочери из класса все ребятки за исключением пары человек уехали в большие города учиться. И мало кто вернется обратно. И, допустим, уехала бы она учиться в соседнюю с нами Вологду или Ярославль, меньше бы плакала и легче привыкала? Было бы то же самое.
Вот такие мои размышления на сегодня.
Если вам интересно то, о чем я пишу – ставьте лайки, подписывайтесь на канал, пишите комментарии. Спасибо, что читаете. Анфиса.
Начало разговора здесь:
Как перерезать пуповину между матерью и взрослым ребенком?
#семейные отношения
#дети
#взрослые дети
#студенческая жизнь
#общежитие
#учеба в другом городе