Привет, друзья! Главную водную транспортную артерию Восточной Сибири реку Енисей чуть южнее города Красноярска перегораживает плотина ГЭС.
С точки зрения речных судов это огромная ступенька высотой 124 метра. Перепад воды в верхнем и нижнем бьефе плотины составляет 101 метр.
Обычно для преодоления плотин для водного транспорта гидростроители создают шлюзы. Но сибиряки пошли другим путем. Для перемещения кораблей из нижнего бьефа плотины в верхний и обратно здесь используют наклонный судоподъемник.
Что он представляет из себя?..
Красноярский судоподъемник – это уникальное сооружение, аналогов которому в мире не существует. Внешне грандиозное устройство напоминает собой большой корабль с открытой камерой, наполненной водой.
Судно, которому требуется переправиться через плотину, заходит в камеру с бассейном, после чего судоподъемник вместе с «пассажиром» начинает двигаться по берегу в обход плотины по специальным рельсам.
Полезная длина судовозной камеры составляет 87,7 метра, полезная – ширина – 17,2 метра, а максимальная глубина бассейна – 2,2 метра.
Судно-«пассажир» может иметь водоизмещение до 1000 тонн. Масса судоподъемника без воды составляет 4,5 тысячи тонн, а наполненного водой – более 8 тысяч тонн.
В верхней части своего пути судоподъемник совершает поворот с помощью специального разворотного механизма и переходит на другие пути, которые ведут к реке с другой стороны плотины.
Как и все составляющие судоподъемного комплекса, разворотный механизм имеет циклопические размеры. Например, диаметр окружности, ограниченной круговым рельсом, по которому разворачивается платформа с судоподъемником, составляет 101 метр.
Весь комплекс для форсирования речными судами плотины красноярской ГЭС начали возводить в 1963 году.
Строители изначально отказались от шлюзовой схемы судоподъемника. Так как из-за большой высоты плотины Красноярской ГЭС для ее преодоления потребовалось бы система шлюзов длиной 40 километров.
Начинаться она должна была бы в Красноярске. Общая же длина существующего комплекса составляет всего чуть более 1,5 км.
К эксплуатации судоподъемника в опытном режиме приступили в 1977 году, а в постоянно комплекс стал работать в 1982 году.
Основными грузами, которые прошли через него, были материалы для строительства Саяно-Шушенской ГЭС, расположенной выше по течению Енисея.
Наибольшее их количество было зафиксировано в 1988 году, когда судоподъемник совершил 688 полуциклов шлюзований.
В 1990-х годах интенсивность судоходства по Енисею снизилась до минимальных значений, и только в последнее время стала восстанавливаться.
Сейчас судоподъемник совершает порядка 50 полуциклов в год.
Уважаемые читатели, благодарю за внимание к моей статье! Если вам интересны такие темы, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации.