Найти тему
Soldado Channel

Единственная женщина-пилот на Зимней войне и единственная в истории женщина, совершившая таран - кто она?

Так уж исторически сложилось, что по части таранов на самолетах наши соотечественники впереди планеты всей. Первый в мире воздушный таран выполнил летчик авиации Российской империи, первый в мире таран, после которого летчик выжил, также осуществил пилот из Российской империи, первый в мире таран вражеской наземной техники - тоже наш, первый в мире таран на сверхзвуковом истребителе выполнен советским пилотом, и даже первый и единственный в мире на сегодняшний день "женский" таран принадлежит летчице из СССР. Вот о нем и поговорим, так как оказалось, что знают о самом факте такового далеко не многие.

Екатерина Ивановна Зеленко. Источник фото: https://mirtesen.ru/dispute/43984047334/Ekaterina-Zelenko-–-edinstvennaya-zhenschina,-povtorivshaya-podv
Екатерина Ивановна Зеленко. Источник фото: https://mirtesen.ru/dispute/43984047334/Ekaterina-Zelenko-–-edinstvennaya-zhenschina,-povtorivshaya-podv

Девушку, о которой я бы хотел рассказать сегодня, звали Екатерина Ивановна Зеленко (1916 г.р). Во времена ее юности (а это 30-е годы) в Советском Союзе авиация развивалась очень быстро, и многие молодые люди горели желанием покорить небо. Было такое желание и у Зеленко. Именно оно привело ее в аэроклуб и в аэротехникум города Воронеж. Потом она пошла дальше и добилась зачисления в авиационную военную школу Оренбурга. После окончания обучения в ней девушка служила в авиации РККА под Харьковом.

Когда грянула Зимняя война с финнами, Екатерина Ивановна стала единственной женщиной-пилотом, участвовавшим в этом конфликте. А потом началась Великая Отечественная война. Зеленко на тот момент была заместителем командира эскадрильи в одном бомбардировочном полку. За время своего участия в этой войне она осуществила 40 вылетов: бомбила немецкие колонны, летала на разведку, принимала участие в воздушных боях (зафиксировано 12 раз).

Екатерина Ивановна Зеленко. Источник фото: https://dshi9.krd.muzkult.ru/news/64104812
Екатерина Ивановна Зеленко. Источник фото: https://dshi9.krd.muzkult.ru/news/64104812

В свой последний полет Екатерина Ивановна Зеленко отправилась 12 сентября 1941 года. Тот день вообще был тяжелым - она поднималась в небо 3 раза. Вот самый последний и стал роковым. Так получилось, что во время второго вылета ее бомбардировщик Су-2 был поврежден. Однако по прилету на аэродром летчица уговорила командира допустить ее к еще одному вылету, о он, после долгих уговоров, согласился.

Итак, Зеленко вместе со вторым членом экипажа, Николаем Павлыком, поднялась в небо в третий раз. В паре с ней летел еще один самолет под управлением капитана Лебедева. Летчики выполнили задачу, начали возвращаться, и на обратном пути повстречали немецкие истребители Me-109. Практически сразу самолет Лебедева получил критические повреждения, но смог уйти из боя, а вот Зеленко с Павлыком остались одни против 7 вражеских машин. Один истребитель летчица подбила, но потом повреждения получил уже ее Су-2. Кроме того, очередь с немецких самолетов зацепила и Павлыка, и Зеленко приказала ему покинуть машину, сама же осталась и продолжила бой.

Екатерина Ивановна Зеленко. Источник фото: http://bigler.ru/story.php?issue=1044
Екатерина Ивановна Зеленко. Источник фото: http://bigler.ru/story.php?issue=1044

На все это смотрели жители близлежащей деревни, со слов которых и удалось составить потом картину боя. Они рассказали, что Зеленко долго билась и вела огонь по противнику, но потом вдруг перестала стрелять - видимо, закончились боеприпасы. Тогда она направила свой самолет на вражеский и ударила его, отчего они оба рухнули вниз.

О том, кто был этим пилотом, совершившим таран, узнали далеко не сразу, и то лишь по документам, которые чудом уцелели в огне. А звания Герой Советского Союза храброй летчице Екатерине Зеленко присвоили лишь в 1990 году.