Найти в Дзене
Чокнутый ИсТоРиК

Трафальгарский разгром

28 сентября 1805 года Нельсон возглавил английский флот, который перекрыл франко-испанский флот в Кадисе. Нельсон был твердо уверен в нехороший организации французского флота, пришедшего в кризис и, отбросив старенькую осмотрительную стратегию прежних флотоводцев, стремился боя.
Впрочем для схватки нужен был выход флота врага в раскрытое море. Казалось практически невозможным, собственно что неуверенный Вильнёв, испугавшийся больше слабенькой эскадры Кальдера, выступит напротив Нельсона. Но данную делему за англичан принял решение Наполеон. 14 сентября французский правитель дал веление кадисской эскадре пользоваться первым подходящим случаем для прорыва в Средиземное море, дабы поддержать воздействия французской армии в Италии и сделать опасность Египту. По пути союзный флот обязан был объединиться с испанской эскадрой в Картахене (8 кораблей). 27 сентября это директива получил Вильнёв, который обязан был впоследствии прибытия свежего командующего передать ему флот и явиться в Париж «

28 сентября 1805 года Нельсон возглавил английский флот, который перекрыл франко-испанский флот в Кадисе. Нельсон был твердо уверен в нехороший организации французского флота, пришедшего в кризис и, отбросив старенькую осмотрительную стратегию прежних флотоводцев, стремился боя.

Впрочем для схватки нужен был выход флота врага в раскрытое море. Казалось практически невозможным, собственно что неуверенный Вильнёв, испугавшийся больше слабенькой эскадры Кальдера, выступит напротив Нельсона. Но данную делему за англичан принял решение Наполеон. 14 сентября французский правитель дал веление кадисской эскадре пользоваться первым подходящим случаем для прорыва в Средиземное море, дабы поддержать воздействия французской армии в Италии и сделать опасность Египту. По пути союзный флот обязан был объединиться с испанской эскадрой в Картахене (8 кораблей). 27 сентября это директива получил Вильнёв, который обязан был впоследствии прибытия свежего командующего передать ему флот и явиться в Париж «для дачи объяснений». 11 октября наследник Вильнева, Розили, был в Мадриде. Вильнёв, дабы выручить собственную честь, принял решение истечь в море.

Стоит обозначить, собственно что испанцы на совещании 19 октября были напротив выхода в море. Испанский командующий Антонио де Эсканья предлагал закреплять оборону в бухте Кадиса и не пробовать прорывать блокаду британского флота. Испанский адмирал Гравина еще категорично возражал напротив выхода в море. Для начала, испанцы замечали, собственно что экипажи были крепко недоукомплектованны, по основанию эпидемии в Андалузии, в итоге на корабли довелось взыскивать всех мужиков в возрасте от 14 до 45 лет без разбору, кого получилось схватить на улице. В итоге экипажи были дурно подготовлены, не желали вести войну. Во-2-х, находясь в Кадисе, соединенный флот располагается в больше прибыльных критериях по отношению к английскому флоту, под обороной береговых батарей. В-третьих, приближался этап штормов. В денек совещания 19 октября барометр проворно падал, собственно что свидетельствовало о приближающейся ненастье. Впрочем французский адмирал сделал возражение, собственно что снижение барометра не надлежит работать оправданием падению мужества и союзного долга.

9 октября корабли союзной эскадры начали фотографироваться с якоря. Двигаясь на юг, к Гибралтару, рано днем в 5 час. 30 мин., 21 октября, союзный флот был в 10-12 милях от мыса Трафальгар, когда сигнальщики заметили на западе приближающуюся британскую эскадру. Назло советам собственных адмиралов, Вильнёв, придерживаясь старенькой линейной стратегии, выстроил личный флот в 1 линию. Вильнёв держал личный флаг на 80-пушечном корабле «Бюсанторе» (фр. Bucentaure). Сторонники имели 33 линейных корабля, 5 фрегатов, 2 шлюпа с экипажем в 20 тыс. человек и 2864 орудиями.

Кое-какое время Вильнёв колебался — принять ли битва или же возвратиться. Приблизительно в 8 час. утра Вильнев отдал приказ собственным кораблям устроить «Поворот фордевинд, все внезапно, направление север, в оборотном порядке», и ехать обратно, в Кадис. Это значило, собственно что авангард становился арьергардом. К 10 час. поворот был закончен. Подобный манёвр перед началом боя опечалил военный порядок сторонников, в возвожу кораблей были замечены критические разрывы дистанции, а кое-какие корабли, дабы не встретиться с соседом, обязаны «выпасть» из строя. К моменту боестолкновения союзный флот не успел выстроиться в совершенный кильватерный строй, когда вслед идущий корабль отстаивает корму впереди идущего. Строй сторонников давал собой полумесяц, выгнутый направо, в сторону континента.

Нельсон, с учётом погоды, принял решение отречься от традиционной линейной стратегии и выстроил собственные корабли в 2 колонны (дивизии). Флаг адмирала был поднят на 104-пушечном линейном корабле «Виктори» (Victory). Данный корабль шел головным в левой колонне. Правую колонну вел контр-адмирал Катберт Коллингвуд на 100-пушечном корабле «Ройял Соверейн» (Royal Sovereign). Англичане имели 27 линейных кораблей, 4 фрегата и 2 шлюпа с экипажем в 16 тыс. человек и 2312 пушками.

Коллингвуд с 15 кораблями обязан был нападать арьергард сторонников — 12 кораблей и как возможно скорее истребить его. Что периодом иная колонна под командованием самого Нельсона (12 кораблей) обязана была связать битвой ключевые силы сторонников, дабы середина их боевого возведения не имел возможность оказать поддержке арьергарду. При данном Нельсон дал капитанам важную свободу для проявления инициативы: «Если в поединку не увидите сигналов или же не возьмете в толк их, устанавливайте личный корабль вблизи с неприятельским — не ошибетесь».

Британский адмирал Катберт Коллингвуд
Британский адмирал Катберт Коллингвуд
-3

Перед началом боя, удостоверившись, собственно что все идет, как планировано, а колонна Коллингвуда уже начала сближение с врагом, Нельсон устроил последнюю запись в собственном дневнике: «Да благоволит Господь Всевластный дарить Великобритании, из-за совместного блага всей Европы, совершенную и известную победу. Да не дозволит Он ни одной личной беспомощности помрачить глянец ее, и да не попустит Английский флот оставить священный обязанность человеколюбия! Собственно что касается меня самого, — моя жизнь в руках Такого, Кто ее даровал мне. Да благословит Он мои старания на правильную службу отечеству! Его воле предаю себя и верное дело, оборона которого мне вверена». В пределах 12 час. денька Нельсон отдал приказ поднять для английской эскадры знак: «Нельсон верует, собственно что любой исполнит личный долг». Впрочем подобный знак оказалось невыполнимым поднять — в коде не было важных обозначений; за это время начальная формула трансформировалась в легендарное: «Англия дожидается, дабы любой исполнил личный долг».

В скором времени впоследствии 11 час. раздался 1-ый залп Трафальгарской боя. Испанский 112-пушечный корабль «Санта-Ана» открыл пламя по вырвавшемуся вперёд флагману Коллингвуда. Вдогон за данным открыли пламя иные корабли сторонников. В пределах 12 час. 30 мин. корабль Коллингвуда прорезал строй врага и на кое-какое время оказался в одиночестве среди французских и испанских кораблей. Выше четверти часа английский корабль боролся в одиночку, например как другие корабли по причине слабенького ветра не имели возможность подойти для помощи. Флагман получил крепкие повреждения.

В скором времени в битва вступили иные корабли правой колонны, а в пределах 1 час. в схватку вступила и колонна Нельсона. «Виктори» прорвал колонну врага меж наиболее большущим кораблем XVIII в. испанской 144-пушечной «Святой Троицей» (Santisima Trinidad) и французским флагманом. Надобно заявить, испанская «Троица» была первым в мире четырёхдечным кораблем с командой в 1200 человек. Англичане имели больше опытные экипажи и канониров: в среднем на любой залп французов и испанцев руководствовалось 3 залпа британцев (французские историки приводят соответствие темпа перестрелки 7/4). Английские корабли, прорывая строй врага, вели пламя с 2-ух бортов. При данном английские артиллеристы постарались избивать по пушечным портам врага, дабы исключить из строя его артиллерию.Сторонники не воспользовались шансы, которые выделяли им вероятность намести нешуточный убыток противнику. Так, по причине слабенького ветра английские корабли вступали в битва с большущим временным промежутком, собственно что выделяло вероятность союзникам нападать неприятельские корабли по отдельности. Но неуверенность и невысокая единство не дозволили союзникам применить данную вероятность. Больше такого, авангард сторонников под началом адмирала Пьера Дюмануара на флагмане авангарда «Формидабле» (Formidable) оторвался от центральной группировки, и, не обращая интереса на сигналы Вильнёва, продолжал подходить на Кадис. Дюмануар увел с собой 9 кораблей авангарда и раз примкнувший к авангарду корабль из центральной группы. В итоге в самый решительный момент адмирал не оказал поддержка главным силам, покинул пространство битвы взамен такого, дабы биться далее. Только в 15 час. корабли авангарда начали поворот, но к пространству битвы подходили отдельными группами и не сумели оказать действенной поддержке центру. А некоторое количество французских кораблей вообщем были проведены мимо схватки.

Этим образом, английские флагманы «Ройял Соверейн» и «Виктори», во главе собственных колонн поочередно штурмовали середина кильватерной части франко-испанского флота, при данном корабли 2 колонны вели битва с арьергардом, а 1 — с центром врага. На кое-какое время головные корабли колонн оказались в кольце пламени, но вслед за тем были поддержаны остальными кораблями. Корабли центра союзного флота, оказавшиеся меж 2-мя английскими колоннами, смешались и обязаны были принять бой, в котором численное превосходство было уже у английского флота. С учётом наилучшей выучки английских артиллеристов, делавших по выстрелу в минутку, в то время как французы — раз в 3 минутки, поражение сторонников стало бесспорным.

Наличествие на палубе Нельсона со всеми регалиями подзадорило французских стрелков. Адмирал не направлял интереса на уговоры опуститься книзу и поплатился за это. Когда «Виктори» вступил в абордажный битва с французским кораблем «Редутабль» (Redoutable), раз из французских стрелков устроил точный выстрел — пуля была проведена сквозь эполет, пробила плечо нетяжелое и застряла в позвоночнике английского командующего. Унесенный в госпиталь до смерти раненый Нельсон был еще живой и добивался отчета об идущем бое. В 4 часа к еще живому Нельсону подошел командир «Виктори» Харди, сообщив, собственно что взяты уже 15 кораблей врага и битва выиграно, на собственно что адмирал дал ответ: «Это отлично, но я планировал на 20». Харди обнаружил, собственно что ныне, когда битва выиграно, командование абсолютно имеет возможность принять на себя лорд Коллингвуд, впрочем Нельсон дал ответ категорическим отказом, собираясь биться до конца. Флотоводец погиб в 16 час. 30 мин., получив перед гибелью донесение о абсолютной победе британского флота.Сторонники потерпели поражение. Корабли центра и кое-какие корабли арьергарда франко-испанского были окружены и начали спускать флаги. В пределах 14 час. спустил флаг флагман Вильнёва «Бюсантор». Французский корабль потускнел все мачты. Корабль Нельсона взял на абордаж французский «Редутабль». Французы отчаянно дрались и сдались только впоследствии такого, как потускнели 80% экипажа. Большая испанская «Троица» билась с 7 английскими кораблями и была захвачена.

Вовсе и отважно в данный денек действовал командир арьергарда сторонников, испанский адмирал Гравина, который был на 112-пушечном корабле «Принсипе де Астуриас». Он показал большое собственное мужество. В данном поединку Гравина потускнел руку, которую раздробила картечь. Не обращая внимания на увечье, флотоводец продолжал управлять битвой. Адмирал Федерико Гравина, воспользовался оплошность Коллингвуда, который во главе прорвавшихся через строй врага кораблей, устремился вдогон за двигающимися к Кадису кораблями авангарда сторонников, взамен такого, дабы добить крепко покоробленные корабли арьергарда. Гравина поднял знак «Следовать за мной» и выручил некоторое количество крепко повреждённых кораблей, которые потускнели большое количество людей, от британского плена. Он увёл корабли в Кадис.

Испанский адмирал Федерико Гравина
Испанский адмирал Федерико Гравина

22 октября Гравина, скрыв корабли в бухте Кадиса от шторма, спешно чинит их. В данный денек некоторое количество кораблей загубила стихия. Так, затонула «Святейшая Троица», которую британцы пробовали отбуксировать Великобританию для починки. 23 октября Гравина вновь выводит боеспособные корабли в море, дабы отбить у британцев оккупированные ими корабли, попробовать выручить экипажи с кораблей, утратившие ход и управление. В итоге данной вылазки была отбита «Санта-Ана», но шторм уничтожил 2 корабля.

4 ноября 1805 г. английская эскадра капитана Ричарда Стрэчена застала французскую эскадру контр-адмирала Пьера Дюмануара, который сбежал у Трафальгара. Впоследствии нескольких часов ожесточённого схватки у мыса Ортегаль Стрэчен принудил французские корабли пасть. Все 4 захваченных корабля были высланы в Англию в качестве призов. Данная победа закончила разгром французского флота, начатый победой Нельсона при Трафальгаре.

Сражение у мыса Ортегаль
Сражение у мыса Ортегаль

Итоги

В Трафальгарском битве британцы захватили 17 кораблей в качестве приза, ещё раз сгорел. Впоследствии такого как корабли Дюмануара были пойманы близ мыса Ортегаль, издержки сторонников добились 22 кораблей. Сторонники потускнели в пределах 15 тыс. человек убитыми, ранеными и сдавшимися в плен (по иным сведениям — в пределах 7 тыс. человек). Британцы потускнели в пределах 2 тыс. человек. Не все, почти все английские корабли были крепко повреждены. Французский адмирал Ш. Р. Магон, командир арьергарда, умер в бою. Испанский флагман К. Гравина в скором времени погиб от ран. Вильнев попал в плен, принял роль в парадной церемонии похорон Нельсона, а по возвращении во Францию покончил с собой (или был убит).

Победа англичан была вызвана вблизи оснований: это артельный кризис французского флота; недоступность единственной стратегии у сторонников, и это привело к что, собственно что они действовали отдельными подразделениями, не сумели применить промахи врага, дабы намести ему как минимальное количество большущий урон; эластичность британского командования, отказавшего от линейной стратегии, важная воля в принятии заключений и предприимчивость капитанов отдельных кораблей; наилучшая подготовка британских экипажей; в целом важно наилучшая мотивация британцев. Вильнёв вступил в битва с недовольными союзниками, коих раздражало то, собственно что французы распоряжаются в Испании, с кораблями, почти все из коих еще не были в море, с офицерами, доверие коих он потерял, с канонирами, которые большей частью ни разу ещё не стрляли из пушек с качающейся палубы.

Стратегические выводы данной боя были громадны. Французский флот был практически всецело истреблен. Победа обеспечила владычество английского флота на море, собственно что сделало труднее ассоциация Франции с ее колониями. Наполеон категорически отказался от собственных намерений посадки войск в Великобритании и проникновения в Неаполитанское царство. Франция и Испания навек уступили Великобритании моря и океаны. Англия на долгое время купила статус «хозяйки морей», поставив точку в долговременной борьбе на морях с Испанией, Голландией, Данией и Францией.

Память о Трафальгарском битве сохранили в Великобритании. Нельсон стал государственным героем. Имя Нельсона постоянно бытует между 1 10-ки в выборочных опросах ВВС о величавых англичанах и их вкладе в ситуацию и культуру Великобритании. В 1830 г. в самом центре Лондона по плану строителя Букингемского замка конструктора Дж. Нэша была сотворена Трафальгарская площадь. В 1842 г. в центре площади был установлен монумент адмиралу лорду Нельсону — колонна в 3 человечных подъема на постаменте высотой 50 метров, охраняемая бронзовыми львами — знаками силе Английской империи. На данную колонну пошло 16 т меди из расплавленных французских пушек, взятых в сражении при Трафальгаре. Флагман английского флота, «Виктори», еще был увековечен — его поставили на вековечный прикол во втором сухом доке Портсмутской военно-морской базы. Корабль вначале оставался флагманом 2 Морского Лорда, а вслед за тем стал экспонатом Музея царского военно-морского флота.

Корабль "Виктори"
Корабль "Виктори"
Колонна Нельсона на Трафальгарской площади в центре Лондона
Колонна Нельсона на Трафальгарской площади в центре Лондона