Раннее поведенческое развитие
Индивидуальное поведение и характер- это результат взаимодействия окружающей среды и генотипа особи. Генотип остается неизменным, а окружающая среда взаимодействует и с генотипом, и с предыдущим опытом собаки и определяет характеристики, присущих индивиду на определённой стадии развития. Для формирования хорошо приспособленной особи чрезвычайно важно, чтобы становление общественных отношений и привыкание к различным раздражителям происходило в раннем возрасте.
В раннем периоде жизни собаки можно выделить четыре стадии развития и существуют особые периоды развития, характеризующиеся повышенной способностью обучаться- «фазы повышенной восприимчивости», ассоциации произошедшие в эти периоды не являются окончательными и даже могут утратиться в процессе жизни животного, но знание этих периодов поможет сразу правильно формировать поведение, а не переучивать в дальнейшем.
Стадии развития
Пренатальный период (от начала беременности до рождения)
Если сука во время беременности находилась в стрессовой обстановке, если хозяин мало общался с беременной собакой, то большая вероятность того, что щенки родятся более нервными и возбудимыми (Serpell and Jagoe,1995)
Неонатальный период (от 0 до 14 дней)
На протяжении этого периода совершенно глухой и слепой щенок полностью зависим от от матери в удовлетворении всех своих потребностей. Сразу после родов самка и потомство проявляют врожденные модели поведения. Наиболее важным органом чувств у щенков является осязание, присутствует вкус и, в некоторой степени, обоняние.
Переходный период (от 2 до 3 недель)
Это время трансформации, быстрого неврологического и физического развития, особенно органов чувств. Щенок воспринимает внешние стимулы, такие, как свет и шум и реагирует на них. К концу этого периода щенок способен сам лакать молоко, есть мягкий корм. Возникающая время от времени щенячья возня становится все более обычным делом. Теперь у щенка есть более широкий выбор моделей поведения. Начинает устанавливаться важность социального контакта как мотиватора поведения.
Период социализации (от 3 до 12 недель)
Период социализации начинается на этапе быстрого развития головного мозга и созревания спинного. Щенок уже знаком с окружающей средой и способен реагировать на нее. Теперь для совершения естественных отправлений щенки покидают свою подстилку, а к 8 неделям начинают выбирать какие- то более предпочтительные субстраты или места для этого.
Наибольшее значение для всего последующего поведения имеют
- развитие упреждающих реакций за счет увеличивающейся способности к восприятию окружающей среды
- появление социального поведения
- развитие способности к формированию первичных социальных отношений с представителями и своего вида и с другими.
Этот период повышенной восприимчивости. Скотт и Фуллер (1965) обнаружили, что на протяжении 5 недель жизни щенков быстро нарастает стремление приблизиться к незнакомому человеку, затем они становятся все более настороженными по отношению к чужим людям. Но вплоть до 8 недель их социальная мотивация к знакомству и взаимодействию превышает страх. Приучение к процедурам, к разнообразным звукам, объектам и субъектам наиболее успешно в возрасте 8-9 недель. В этом возрасте щенки еще полностью не привиты, но это не мешает выгуливать щенка на руках. В 9-10 недель щенок предпринимает первые попытки удаления от гнезда.
Результаты отборочных тестов Кэмбелла (1972г) для щенков в возрасте 5-7 недель, часто используются для оценки щенков, но в действительности не коррелируют с особенностями поведения и характером животного во взрослой жизни, в лучшем случае могут указывать лишь на вероятность возникновения каких- то проблем (Beaver, 1999)
Начиная с 12 недели, щенки становятся пугливы, и реакция страха мешает установить более эффективные общественные отношения, хотя механизмы обучения новому полностью сохранены.
Ювенильный период (от 12 недель до половой зрелости)
В течении этого периода двигательные модели совершенствуются, а модели поведения отрабатываются и уточняются в плане их целесообразности. Усиливается тенденция к изучению окружающей среды. Примерно в 4 месяца скорость формирования условных рефлексов замедляется. В 4-6 месяцев возникает второй период страхов и возможно усиление социальной нестабильности. С 12 недель щенков приучают ходить в туалет в положенное место, к амуниции, продолжают знакомить с процедурами ухода и постепенно увеличивают время пребывания щенка одного.
Социальная зрелость
Ювенильный период заканчивается с наступлением половой зрелости, в 6-9 месяцев. Поведенческая и социальная зрелость гораздо позднее- после интеграции в человеческое общество. Непрерывное поощрение щенячьего поведения, покусавания, подпрыгивания, поскуливания и т.п. приводит не только к чрезмерным проявлениям такого поведения, но и формированию психически нестабильного, социально беспомощного животного.
Игра и социальное взаимодействие.
Игра — это социальный вид активности., поэтому собаки, оставленные с игрушками, практически не играют в них. Один из главных уроков, получаемых посредством игры в ранний период, заключается в научении ограничивать силу и активность своих действий. Щенок учится этому, пока его зубы причиняют минимальный ущерб. В 87% совместных игр щенки используют зубы в игре. Кажущаяся интенсивность такой игры может встревожить хозяина-новичка, а опасение, что малыш слишком пострадает от другого щенка, побуждает владельца несвоевременно вмешиваться, тем самым затрудняя формирования правильных коммуникативных реакций у участников игры. Огромное значение для общения имеет способность подавать и принимать как звуковые, так и выраженные языком тела сигналы примирения, которые должны приводить к немедленному снижению агрессии. То, что человек в этой ситуации берет щенка на руки и успокаивает, абсолютно не вписывается в установку социального обучения собаки. Малыш лишается возможности узнать, как важно уступать, чтобы прекратить чрезмерную активность приятеля, этим можно поощрить и закрепить реакцию страха, вызвать преследование другого щенка.
Оценка силы. Вторая и наиболее важная функция игры состоит в том, что она позволяет оценить силу и слабость компаньонов в условиях, исключающих настоящие драки. Продолжение игры после сильных укусов, рычания, нападения ведет к тому, что собака усваивает, что такое поведение вполне допустимо и полезно.
Многие стратегии привлечения внимания зарождаются именно в это время. Жалость, переживание за щенка часто ведут к тому, что собака вырастает не уверенной в себе, тревожной и чрезмерно зависимой от хозяина.
Общие принципы воспитания щенка.
Уточните у заводчика прежний режим жизни щенка и запишите его. Купите продукты питания для кормления щенка схожего состава. Иногда у щенков на новый состав воды может быть аллергия и расстройство живота. Купите чистую воду или давайте кипяченую в первое время.
Подготовьте дом к приезду младенца- провода, мелкие предметы, горшки с цветами, личные вещи необходимо убрать в зону недосягаемости щенка, аптечка, обувь с реагентами, бытовая химия должны всегда быть недоступны щенку, уберите ковры, если у вас открыта дверь на балкон- затяните низ сеткой, если у вас забор- проверьте, нет ли там щелей, в которые может пролезть щенок, кошачья еда и лоток так же должны быть не доступны.
Вам потребуются:
Миски для корма и воды, лежанка (некоторые собаки избегают мягких лежанок, но со временем придётся подобрать что- либо, с чем у собаки будет ассоциироваться место, у меня, например, у собак лежат небольшие маты), расческа, игрушки разной текстуры, переноска, ошейник, шлейка, поводок 1 и 3м (не рулетка!), адресник, аптечка первой медицинской помощи.
Определитесь с ветеринарной клиникой
Дома дайте щенку освоиться, не торопите его, пройдите вместе все комнаты и места. Если щенок откажется есть, скорее всего, он находится в стрессе (это не опасно, так психика обрастает «мышцами»), не настаивайте, не предлагайте что- то более вкусное, так как это может привести к привередливости. Просто подождите.
В первые дни после переезда щенку с лихвой хватает новых впечатлений. Громкие звуки, постоянное внимание и трогание, гости- все это усложнит процесс адаптации.
Собака животное социальное. Не оставляйте щенка в новом доме одного, для него это не нормальное состояние, до сих пор он всегда находился с мамой, братьями и сестрами. Возьмите отпуск, приучайте его оставаться одному понемногу, понаблюдайте и запишите, сколько времени он может терпеть один и оставляйте его на 10-15 секунд меньше, прежде, чем он начнет тревожиться и очень постепенно увеличивайте время пребывания в одиночестве. Записывайте все- время, которое пробыл щенок один спокойно, время, когда сходил в туалет. Большинство щенков ходят в туалет сразу, как проснуться и после еды. Узнайте, что нормально для вашего щенка и выводите его в туалет на поводке несколько раньше, чем он это обычно делает.
Если Вы предполагаете, что собака не будет спать с Вами в кровати- устройте ей место сна у кровати так, чтобы слышать дыхание и возможно было протянуть руку. Во время, предназначенное для покоя, разговаривайте спокойно и коротко. Если ночью, ему надо в туалет- выведите молча на поводке. Если щенок не входит в режим- используйте будильник. Первый раз ставьте будильник за 10 минут до его обычного раннего ночного просыпания, в следующую ночь увеличьте время звонка на 15 минут и т.д., доведя его до нормального для вас.
Обычно щенков кормят до прогулки, а взрослых собак- после, но с утра туалет всегда после сна, а дальше я бы смотрела по поведению щенка. Если щенок полон задора- то провести с ним игру, если обеспокоен- то вести кушать, а потом опять туалет и тогда уже игра. Игры предлагает хозяин. Игра должна заканчиваться до того, как щенок устанет или перевозбудится.
Не забывайте о том, что сон одна из важных потребностей малыша. Обеспечьте ему тихое и уютное место. Вначале сон составляет 18-20 часов в сутки.
Чтобы у щенка не было привычки прыгать на хозяина и гостей- гладьте при встрече только тогда, когда щенок стоит на 4 лапах.
Если щенок кусается, то это по- щенячьи нормально, но не очень- то нравится нам. Поэтому отучаем остановкой игры. Замереть и задрать нос или отвернуться, замереть и задрать нос. Когда щенок успокоится игру лучше продолжить. Нам надо объяснить щенку ЧТО мы не приветствуем, если мы будем раз за разом будем повторять это поведение он сможет понять, ЧТО все-таки не понравилось этому человеку. Если игру останавливать и уходить, то потребуется гораздо больше времени, а то и вовсе щенок подумает, что укусив, он отогнал хозяина.
Если щенок боится. Не гладим, не успокаиваем, не берем на руки, так как щенок расценит это поведение, как способ общения, который приводит к желаемому (ласке и нахождению на ручках) и не поможет ему учиться справляться со страхами. Лучшее, что можно сделать для щенка- оставаться спокойным, хвалить, если страх не сильный- подойти поближе к "страшному" объекту, если сильный- записать тетрадке- на что страх, на каком расстоянии от объекта это произошло и начать тренировку-адаптацию с расстояния, при котором щенок может сохранять спокойствие. Упражнение «Посмотри на это»: щенок должен увидеть объект, оглянуться на кличку и получить похвалу и лакомство. Когда на этом расстоянии спокойствие будет выработано, понемногу его сокращайте. Адаптация зависит от количества проведенных сеансов и правильно выбранного вами расстояния. Не избегайте проблем, иначе ком невыясненных щенком способов поведения в различных ситуациях будет расти. Есть проблема- начинайте решать, дальше будет лучше.
Если щенок много скулит и, или лает-первым делом убедитесь, что у него все в порядке со здоровьем у ветеринара. Если щенок много лает, то возможно это его породная особенность. Научите его команде «Голос» по вашему сигналу и игнорируйте всегда, если Вы не подавали сигнала. Если щенок много скулит- игнорируйте. Но эти 2 вида поведения могут говорить и о том, что щенок недополучает необходимую ему нагрузку физическую и интеллектуальную и, почти всегда, говорит о неуверенности в себе. Чаще всего только прогулки не восполняют потребности собаки в умственной нагрузке. Игры с сородичами больше 15 минут в день могут вести к перевозбуждению щенка и, как правило, ведут к тому, что игра с другими собаками становится более приоритетней, чем хозяин. Играйте с щенком, наслаждайтесь, занимайтесь, ведь щенки так быстро вырастают.
Потребность щенка изучать мир «на зуб», ведет к тому, что для многих хозяев проблема «не подбора еды на улице» становится болезненной. Разнообразный рацион, разнообразное лакомство- поощрение, игры на выдержку с пищей, игры на поиск дают прекрасный результат. Разучите игры дома, а потом выходите с ними на улицу и играйте там. Вы всегда должны быть впереди щенка, учить его правильному поведению гораздо эффективнее, чем, пресекать не правильное. В период, пока щенок проходит этап изучения мира на зуб, оставайтесь спокойны и доброжелательны, держите всегда лакомство под рукой, чтобы обменять его на счастливую находку и не забывайте хвалить за правильное поведение, которое предлагает щенок сам.
Если щенок «разрушает квартиру», то скорее всего, надо увеличить нагрузку интеллектуальными играми и занятиями, обеспечить его «погрызушками», о которые он сможет чесать меняющиеся зубки- конг с едой, лучше замороженный, мягкие кости, свежесрезанные палочки, косички из старых джинсов и белья, картонная втулка от одноразовых полотенец, мел палочками. Задайте себе вопросы: а может щенок еще не в состоянии так надолго оставаться один? И если ответ положительный, вернитесь к обучению щенка оставаться одному. Возможно у щенка очень резкие перепады в общении с вами- вы или отсутствуете, или всегда «в контакте»? В этом случае у щенка может развиться чрезмерная зависимость от хозяина. Постарайтесь, чтобы и в Вашем присутствии щенок иногда занимал свое место и оставался один.
Во время выгула ВСЕГДА имейте горсть корма, чтобы бросить невежливо подбегающей собаке и отвлечь ее от вас.
Собаки приходят в наши дома наполнить их любовью и радостью. Они никогда ничего не делают «на зло». Они не всегда знают и умеют как правильно поступить, потому что мы- люди, а они- собаки и думаем мы по- разному. Взяв маленького щенка в путь жизни будьте последовательны и терпеливы, думайте, как научить ее вести себя так, как надо, они нуждаются в том, чтобы их понимали и направляли. Шаг за шагом, спокойно и доброжелательно помогите ей стать лучшим другом на время, которое вам отведено жить вместе. Пусть в каждом дне будет радость маленьких побед!