Первая женщина в истории Финляндии, открывшая собственное архитектурное бюро. Согласитесь, звучит круто! И приятно, что таких женщин, коими можно гордиться, немало в Европе.
Помимо того, что она родилась и выросла в Тампере, любимом мною городе, меня восхитило её архитектурное наследие. Это более 30 осущетвленных проектов не только в Финляндии, но и в соседней Эстонии.
Речь об Оливии Матильда Лённ, сокращённо Виви Лённ. Родилась 20 мая 1872 года в семье пивовара Вильгельма Лённа.
Несмотря на финансовые трудности после смерти отца мать смогла дать детям образование. Виви после получения школьного аттестата поступила в политехническое училище Тампере, где получила диплом магистра инженерии и строительства, за которое, будучи женщиной, она должна была хлопотать об особом разрешении. Позже Лённ проучилась в Хельсинки три года и получила диплом архитектора в 1896 году.
Еще студенткой она начала работать в офисе своего учителя Онни Тарьянте. В это время участвовала в проектировании Национального театра.
После работала в офисе Густава Нюстрёма, главного преподавателя архитектуры. Он поддерживал карьеру Лённ, а также доверял ей ответственные работы. Там же она получила приглашение от своей бывшей школы в Тампере спроектировать новое здание.
По рекомендации Нюстрёма Лённ получила разрешение на учебную поездку по Европе. Поворотным стало посещение Шотландии! Виви вдохновилась и начала применять в проектировании принцип группирования школьных помещений вокруг открытых залов.
Само здание школы для девочек в Тампере по проекту Лённ отличается от обычной финской архитектуры, т. к. оно приобрело черты романской архитектуры старой северной Европы.
Благодаря успешно выполненной работе Лённ смогла открыть собственный офис. Таким образом, она стала первой в Финляндии женщиной-архитектором, работающим не по найму.
Основной рост карьеры Лённ приходится на начало XX века, когда преобладал стиль модерн. Но сама Виви делала упор на практичность и интернационализм в архитектуре. Работы было столько, что ей приходилось нанимать помощников, многие из которых тоже были женщинами.
К 1918 году она разработала проекты уже двух десятков жилых и общественных зданий.
В 1922 году она перебирается в Хельсинки. В это время Лённ работает преимущественно над крупными заказами, среди которых был целый район под Ювяскюля.
Главное управление общественных зданий предложило опытному архитектору место школьного проектировщика.
Лённ отказалась от этой чести, потому что хотела сохранить свой статус независимого архитектора. Репутация еще больше возросла, когда Лённ выиграла конкурс дизайна для Александровской школы в Тампере (1903 г.) Конкурсные победы считались очень важными для достижения признания в области архитектуры.
Успех Лённ не хотели принимать в мужских кругах архитекторов. Считали, что женщине нечего делать в мужском проекте.
В начале 20 века Лённ начала сотрудничать со своим давним однокурсником Армасом Линдгреном.
Их первыми совместными работами стали Осакунтатало Студенческого союза, Таллиннский Эстонский театр и планы торговой аллеи Хельсинки. Также Новый студенческий дом стал результатом плодотворного сотрудничества, хотя и подвергся критике со стороны современников. Его башня, наряду с Национальным музеем и башней вокзала, стала одной из важнейших достопримечательностей в центре Хельсинки. Самой большой совместной работой Лённа и Линдгрена был Театр «Эстония», построенный в 1913 году.
Но об поговорим в следующий раз.
Ещё одна великая женщина, и снова в Финляндии!
Не устаю радоваться пополнению своей копилки.
Автор текста и перевода: https://www.instagram.com/heda_finland/