В статье про национальные наряды мы немного говорили о папуасском племени с матерным названием (как первая часть слова "хулиган"). С этим племенем связан один культурный и исторический курьёз. Прямо писать название племени в статье мы не можем, иначе её ограничат в показах за "использование ненормативной лексики". Поэтому здесь и далее будем обозначать его как "племя Х" 😉
После нападения на Перл-Харбор началась затяжная Новогвинейская кампания. Три с половиной года японцы с одной стороны и союзные войска из американцев, австралийцев и европейцев с другой пытались выдавить друг друга с острова. Естественно, обе стороны пытались привлечь к участию в боях местных жителей - в том числе членов многочисленного племени Х, которые имели репутацию умелых и беспощадных воинов.
А вот в глазах самих папуасов репутация воюющих сторон быстро опустилась ниже плинтуса.
Прошло всего 70 лет с того момента, как обитатели Новой Гвинеи узнали от Миклухо-Маклая шокирующую новость - кроме них на земле есть ещё люди, причём кожа у них другого цвета, а говорят и делают они всякую дичь. Поэтому вникать в геополитические тонкости разборок в рамках Второй мировой папуасы не могли и не хотели. Одно племя дерётся с другим - в принципе, всё понятно.
Непонятно и дико было другое. С точки зрения папуасов у "белых дьяволов" наверняка были дефекты развития - по-другому объяснить поведение бестолковых пришельцев они просто не могли.
Для папуаса из племени Х существовало всего две веских причины для покушения на жизнь представителя другого племени. Первая - голод. На острове водилось всего три вида дичи, у которой было действительно много мяса - крокодил, дикая свинья и человек. При этом "добыть" человека с точки зрения трудозатрат было значительно проще. Попробуй завали крокодила, когда у тебя из оружия только бамбуковые стрелы да дубинка!
Вторая причина тоже очень принципиальная. В племени Х имена детям давались не просто так - младенца надлежало назвать в честь какого-нибудь покойного родственника или убитого врага. Причём подходил не любой, а только такой, чей череп хранился в семье (и в честь которого ещё не назвали какого-нибудь другого малыша). Если к моменту рождения отпрыска у молодого отца не было подходящего черепа, он мог либо попытаться одолжить его у кого-то из соплеменников, либо пойти и добыть. Причем перед непосредственно добычей нужно обязательно выяснить имя хозяина черепа, иначе всё будет напрасно.
"Чувак, прости, у меня сын родился. Тебя как зовут? Ага. Ок, спасибо" [хрясь]
А теперь представьте, как выглядело поведение японцев, американцев, австралийцев и европейцев в глазах воинов из племени Х. Они убивали своих врагов и просто их оставляли! Ладно бы ещё они их просто не ели - с этим как-то можно смириться. Но ведь они расправлялись друг с другом выстрелами, с большого расстояния - то есть даже не спрашивали имя убиваемого! И это делало сотни, тысячи черепов непригодными для дальнейшего использования порядочными папуасскими семьями.
В общем, что-то за гранью добра и зла.
Отголоски этого потрясения до сих пор слышны в преданиях племени Х. Видимо, папуасы ещё долго будут считать "белых дьяволов" совершеннейшими баранами.