Прошлый маленький пост затронул тему сути построения творчества. На чем же оно основано: на мыслях или чувствах?
Консенсуса в этом вопросе никто никогда не достигнет. Моё мнение: истина посредине. Где есть согласие обеих сторон, там и будет качественное творчество, однако каждый в любом случае выбирает для себя, на что ему в его творчестве сделать акцент.
Но творчество и искусство в целом — сложная материя. Хочу по этому поводу привести в пример нескольких композиторов.
Если бы искусство строилось только на разуме, получилась бы музыка Антона Брукнера (романтизм) или Иоганна Непомука Гуммеля (классицизм).
Сразу прошу не воспринимать близко к сердцу мои высказывания. Это лишь моё мнение, которое не претендует на истину в последней инстанции.
Музыка Гуммеля напоминает черновики Моцарта или просто какую-то недоработку. В его музыке, на мой взгляд, присутствует практически всё, что есть у того же Гайдна или Моцарта, но она будто проще по мысли и музыке, написана схематично и не вызывает таких эмоций, как вышеупомянутые классики. Да, у Гуммеля есть ряд замечательных произведений, но это скорее исключение, чем правило.
Музыка Брукнера характеризуется словосочетанием «чёткий романтизм». Звучит очень глупо, не так ли? Но по-другому её не опишешь. Ощущение, что Брукнер писал опять же по схемам, но, в отличии от Гуммеля, очень ясно выражая желаемое. То есть, Гуммеля можно назвать теоретиком, который стал разбираться в формах, что-то в них дорабатывать, сочинять, но скорее в таком… эскизном формате, зарисовками, — словно он художник, работающий над «этюдами» в разных стилях, дабы отработать каждый из них. Брукнер — наоборот: он очень хорошо разбирался во всех веяниях эпохи. И надо отдать ему должное: его, например, симфонии крайне техничны, очень любопытны с точки зрения гармоний, в этом прослеживается определенная и конкретная мысль.. но не чувства. В сравнении с его современником Шубертом, который тоже писал массу аналогичных по формам сочинений, Брукнер меркнет в эмоционально-чувственном плане.
С точки зрения изобразительного искусства есть ещё более конкретный пример. Когда человек начинает свой творческий путь, большинство тех, кто именно долго и упорно учится у «классиков» разных творческих школ, долго и упорно рисует всякие этюды: бесконечные портреты, натюрморты и т.д., чтобы научиться это делать. Но в какой-то момент талантливые во всех отношениях студенты-художники начинают экспериментировать, что-то доделывать уже на свой лад, закладывать в это какую-то мысль, которую нельзя увидеть конкретно. Но размытые контуры очерчены, и каждый в них видит что-то своё — вот творчество! А другие продолжают долго и упорно писать классические портреты, натюрморты…
Красота искусства — в чувстве. Тот же Шуберт (без вопросов и сомнений мастер своего дела) за очень короткую жизнь в 31 год написал около 1000 сочинений — и «сгорел». А Брукнер — 72 года, писал намного меньше, имел известность, но о нём узнают студенты творческих вузов намного позже, а Шуберта с его «Лесным царем» и прочими великолепными, душевными и мастерскими сочинениями проходят еще в Детских музыкальных школах на уроках музыкальной литературы.
Я не умаляю ничьих достижений, лишь рассказывая об истории музыки.
Вот вам маленький интерактив: послушайте этих авторов. Сравните Моцарта с Гуммелем, Брукнера с Шубертом. Выводы напросятся сами собой :)