Найти тему
Damianus

Павел Дуров: почему Telegram должен был следовать за Apple и Google, когда они приостановили приложение для голосования

«Telegram предоставляет своим пользователям больше свободы слова, чем любое другое популярное мобильное приложение. В отличие от других приложений, акционеры, облачные провайдеры или рекламодатели не могут оказывать давление на Telegram, принуждая его к необоснованной цензуре.

Однако Telegram не существует изолированно. Это зависит от функционирования других компаний, от банков и телекоммуникационных компаний до Apple и Google. Последние особенно важны, потому что Telegram, как и все мобильные приложения, должен следовать правилам, установленным Apple и Google, чтобы оставаться доступным для пользователей на iOS и Android.

В этом году Google и Apple начали требовать, чтобы такие приложения, как Telegram, соответствовали местным законам в странах, где они работают. Некоторые законы (например, законы о надзоре) несовместимы с правами человека, и разработчики ОС никогда не оказывали на нас давления из-за их игнорирования. Некоторые другие законы, в основном касающиеся общедоступного контента, Apple и Google считают законными, поэтому мы должны следовать их примеру каждый раз, когда они применяют их в своих экосистемах.

Пример этого произошел на прошлой неделе, когда Apple и Google запретили российское приложение для голосования из-за местных законов. Приложение предлагало тактические советы по голосованию, направляя большинство своих пользователей голосовать за коммунистическую партию на парламентских выборах в России в минувшие выходные. Это приложение для голосования также существовало в течение нескольких месяцев в качестве телеграмм-бота, и, несмотря на тысячи сообщений и просьб удалить его, мы позволили ему оставаться доступным. Однако после начала выборов и Google, и Apple удалили приложение из своих магазинов приложений, объяснив, что оно нарушает местные законы, запрещающие вмешиваться в выборы, и что ответственность за обеспечение соответствия лежит на разработчиках. В течение 24 часов Telegram был вынужден следовать политике магазинов и временно приостановить работу бота на 2 оставшихся дня выборов.

Некоторые люди спрашивали, могли ли мы избежать этого. Они справедливо ожидают, что мы будем подвергать сомнению любое требование цензуры. Как известно любому, кто знаком с нашей историей, Telegram — это первое приложение, которое противостоит правительству и, при необходимости, вступает в борьбу с ним. Мы делали это несколько раз во многих авторитарных странах от Гонконга до Беларуси. Мы успешно противостояли попыткам заблокировать наш сервис в течение многих лет. Но в прошлые выходные был неподходящий момент для начала войны — по двум причинам.

Во-первых, без поддержки Apple и Google любая борьба с местным регулятором будет проиграна еще до ее начала. Как только Apple и Google удаляют Telegram из магазина приложений страны из-за несоблюдения национальных законов (что они теперь угрожают сделать в таких случаях), Telegram теряет возможность обходить местные запреты, поскольку пользователи в этой стране больше не могут устанавливать приложение или любые его обновления. Наш веб-сайт, на котором размещен Telegram Web и отдельное приложение Telegram для Android, будет заблокирован местными телекоммуникационными компаниями в течение нескольких минут. Даже существующие пользователи потеряют доступ к Telegram, как только Apple и Google отключат уведомления для приложения (которые используются не только для доставки сообщений пользователям, но и для распространения разблокированных IP-адресов и уклонения от цензуры).

Во-вторых, это конкретное требование российских властей не было явно неконституционным, поскольку они ссылались на закон, который ограничивает агитацию после того, как люди начинают голосовать. Законы, запрещающие политическую агитацию во время голосования, существуют во многих странах, и российский аналог был введен уже давно. Если бы мы получили аналогичное требование от любой европейской страны, мы бы его выполнили. Напротив, если бы Россия или любая другая страна потребовали чего-то, что является явным нарушением прав человека, мы предпочли бы столкнуться с прямым запретом Telegram в этой стране, чем поступиться нашими ценностями.

Такое уже случалось раньше. Когда иранское правительство попыталось надавить на Telegram, чтобы заставить замолчать все голоса, которые выступали против иранского правительства, мы проигнорировали их и были заблокированы в Иране, готовые потерять 40 миллионов пользователей. Точно так же мы предпочли быть заблокированными в России в 2018 году, чем уступить неконституционным требованиям о массовой слежке.

Однако на этот раз ситуация была совершенно иной. Просьба временно приостановить бот-кампанию, пока выборы уже идут, далека от требований о массовом наблюдении или массовой цензуре.

50 миллионов россиян зависят от Telegram в вопросах конфиденциальности и свободы слова, а более полумиллиарда других пользователей Telegram зависят от критических обновлений, которые, как правило, приостанавливаются магазинами приложений по всему миру в случаях местного несоблюдения. Заблокировать Telegram для всех россиян, чтобы дать политической партии два дополнительных дня на кампанию после того, как выборы уже начались, — все равно что пожертвовать ферзем ради пешки в шахматах без четкого способа выиграть. Для меня интересы сотен миллионов пользователей Telegram всегда будут несравнимо важнее интересов любой политической силы. И я готов лично принять удар от политиков как от правящих партий, так и от их оппозиции за наш принцип всегда ставить наших пользователей на первое место.

Telegram делает все, что можно ожидать от приложения для обмена сообщениями, чтобы защитить свободу и здравый смысл. В частности, в России нет другой платформы, которая делала бы больше для защиты свободы слова. Только в этом году российские власти оштрафовали нас на 35 миллионов рублей за отказ удалить каналы, которые позволяют людям организовывать акции протеста. Большинство из этих каналов принадлежат создателям бота для голосования, которые годами использовали их для координации своих подписчиков и продолжают это делать.

Некоторые пользователи хотели бы, чтобы Telegram был на 100% независим от всех и мог игнорировать Apple, Google и национальные законы всех стран. Я тоже хотел бы, чтобы это было возможно. Но реальность, в которой мы живем, иная. Я много раз предупреждал общественность об опасности, которую представляет дуополия Apple / Google для свободы слова. И, как я писал в августе, мир в целом становится все более процензурным, и даже демократические страны меняют свои определения свободы слова из-за опасений вмешательства в выборы со стороны геополитических конкурентов.

К сожалению, ни одно мобильное приложение не может обеспечить абсолютную свободу от любых ограничений. Однако что Telegram может и будет делать, так это предоставлять максимально возможный диапазон для публичного обсуждения. Наша миссия состоит в том, чтобы предоставить вам лучшее приложение для обмена сообщениями в мире — и это включает в себя больше, чем другие, для защиты ваших свобод. Мы будем продолжать продвигать эту миссию вперед, ограничиваясь только границами того, что теоретически возможно».