Часть 2. Расправа?
Все иллюстрации и документы находятся в свободном доступе.
В последнее время историк из МГУ Ярослав Леонтьев и некоторые его коллеги публикуются в соцсетях, в частности, на Facebook и YouTube, с материалами, представляющими левых эсеров и анархистов этакими агнцами божьими, а большевиков, соответственно, кровожадными козлищами.
Давайте посмотрим, что к чему, обратясь к документам тех далеких дней в части, касающейся левых эсеров.
Мятеж подавлен. Главные организаторы и руководители либо арестованы, либо скрылись. Убийцы посла тоже. Теперь ЛЭ придётся отвечать перед Высшим судебным органом того времени — Революционным Трибуналом при В.Ц.И.К.
И вот такое странное дело — Советская власть не побоялась проведения открытого заседания!
Непосредственно перед Трибуналом «1918 года ноября 27 дня», предстали:
Заочно судили скрывшихся. Вот их фамилии: Майоров, Прошьян, Фишман, Камков, Карелин, Трутовский, Магеровский, Голубовский, Черепанову (так в тексте — С.Т.) Попов, Блюмкин и Андреев. Несомненно, это все лица, принимавшие активное участие в событиях 6 и 7 июля 1918 года.
Спиридонова отказалась отвечать на вопросы, пока ей не будет предоставлено слово. Неслыханная наглость! И… слово было предоставлено!
В заявлении Спиридонова сказала, что «по постановлению партии левых соц.-революционеров и по своему личному убеждению она отказывается принимать участие в том, что здесь происходит. В этом зале происходит суд одной партии над другой, что совершенно недопустимо. Нашу междоусобицу, наш спор может решить только III Интернационал, так как это все делалось по постановлению ЦК партии, поэтому она покидает зал суда.
Обвиняемый Саблин — он тоже целиком присоединяется к заявлению тов. Спиридоновой».
На это обвинитель Крыленко возразил: «данный суд вовсе не есть суд одной партии над другой, а это есть суд, установленный Конституцией Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, поэтому он просит в ходатайстве обвиняемым отказать и дело слушанием продолжать, не мешая обвиняемым апеллировать к III Интернационалу».
Совершенно фантастическая картина! Представьте, что в суде над террористами те заявляют, что они защищали свои права и поэтому их может судить только ЕСПЧ, и от того они зал суда покинут! Именно так можно представить картину в нынешних реалиях.
Трибунал постановил: «Рассмотрев заявление подсудимых Спиридоновой и Саблина по делу о контрреволюционном заговоре ЦК партии «левых социалистов-революционеров» и других лиц той же партии против Советской власти и революции… дело слушать, хотя обвиняемые и отказываются присутствовать в зале заседания».
Крыленко: «партия левых эсеров… в настоящее время умерла, но остались определенные лица, с которыми необходимо бороться, когда они становятся вредными, поэтому он настаивает, чтобы Верховный Трибунал отнесся к обвиняемым со всей строгостью, в особенности по отношению к Попову, как начальнику выступления 6—7 июля, по разыскании он должен быть расстрелян. В отношении же Блюмкина и Андреева, совершивших террористический акт, не принимавших активного участия в восстании, удалить навсегда из пределов Советской Республики, а в отношении же остальных обвиняемых, за исключением Спиридоновой и Саблина, применить строгие меры наказания, заключив под стражу с высылкой из пределов Советской Республики не менее чем на 5 лет, и принимая во внимание прежние заслуги перед революцией Спиридоновой и Саблина, выслать на 5 лет». Н-да… Что тут можно сказать: dura lex sed lex. Собственно, казнь угрожает только одному-единственному мятежнику.
Приговор надо поместить полностью, так как он показывает революционный суд как он есть:
«Именем Р.С.Ф.С.Р. Революционный Трибунал при Всероссийском Ц.И.К. Советов, в заседании своем от 27 ноября 1918 года, заслушав и рассмотрев дело Марии Александровны Спиридоновой, Саблина, Попова, Прошьяна, Камкова, Карелина, Трутовского, Магеровского, Голубовского, Черепанова, Блюмкина, Андреева, Майорова и Фишмана по обвинению их в контр-революционном заговоре Центрального Комитета партии левых социалистов-революционеров против Советской власти и революции— признал предъявленные им, Спиридоновой, Саблину, Попову, Прошьяну, Камкову, Карелину, Трутовскому, Магеровскому, Голубовскому, Черепанову, Блюмкину, Андрееву, Майорову и Фишману, обвинения в заключении обвинительной коллегии при Революционном Трибунале В.Ц.И.К. доказанными и ПОСТАНОВИЛ:
Попова объявить врагом трудящихся, стоящим вне закона, и как такового при поимке и установлении личности расстрелять. Прошьяна, Камкова, Карелина, Трутовского, Магеровского, Голубовского, Черепанова, Блюмкина, Андреева, Майорова, Фишмана — заключить в тюрьму, с применением принудительных работ на три (3) года; Спиридоновой и Саблину, принимая во внимание их особые прежние заслуги перед революцией, смягчить меру наказания и заключить в тюрьму сроком на один год.
27.XI—18 г.»
Но на этом история «расправы» не кончается!
Через два дня, 29 ноября 1918 года, Президиум В.Ц.И.К. постановил: «Применить амнистию к М. А. Спиридоновой и Саблину и освободить из заключения».
Остается упомянуть о дальнейшей судьбе убийцы посла, Блюмкине.
«Постановление Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 16 мая 1919 года об освобождении из заключения Якова Григорьевича Блюмкина.
Ввиду добровольной явки Я. Г. Блюмкина и данного им подробного объяснения обстоятельств убийства германского посла гр. Мирбаха, Президиум постановляет Я. Г. Блюмкина амнистировать.
Секретарь В. Ц.И.К. А. Енукидзе».
Продолжение следует