лег Ефремов впервые вышел на сцену МХАТа, когда учился на третьем курсе Школы-студии. На пару с Алексеем Покровским, ему досталась роль из разряда “кушать подано” в спектакле “Зеленая улица”. Олег считался одним из самых перспективных студентов в группе, поэтому не сомневался, что останется во МХАТе. Однако вместо него взяли Покровского. Худсовет решил, что молодые люди слишком похожи и два одинаковых актера им ни к чему. Ефремов чувствовал себя униженным и оскорбленным. ” Я буду в этом театре главным режиссером! Я въеду сюда на белом коне!” — кричал он во всеуслышание. 21 год спустя он сдержит свое обещание.
Олег родился в 1927-ом году в Москве в семье, далекой от искусства (отец — бухгалтер в системе ГУЛАГ, мать — домохозяйка). В детстве он был очень активным и любознательным, но каких-то особых способностей не проявлял. В годы войны, Олег некоторое время жил с родителями в Воркуте — отца отправили работать в бухгалтерию одного из лагерей. Там подросток вплотную соприкоснулся с криминальным миром. Он связался с воровской компанией и едва не стал “форточником”. Высокий и тощий Олег идеально подходил на эту роль. Ему придумали кличку — “Лисья мордочка”. Для юного Ефремова все могло закончиться очень плачевно, но родители узнали, с кем общается единственный отпрыск. Отец уволился с работы и увез семью в Москву.
В выпускных классах Олег увлекся театром благодаря дружбе с Сашей Калужским, внуком знаменитого мхатовца Василия Лужского. Приятель убедил Олега поступать в Школу-студию. В 1945-ом году, преодолев колоссальный конкурс — 500 человек на место, Ефремов был зачислен в мастерскую Михаила Кедрова и Василия Топоркова.
Олег не попал в труппу МХАТа, но ему предложили вести курс актерского мастерства в Школе совместно с Александром Каревым (сначала в качестве ассистента). А ректор порекомендовал Ефремова Константину Шах-Азизову, руководителю Центрального детского театра. В оценке бывшего подопечного ректор был честен:” Актер талантливый, но жутко ершистый и шебутной”.
Олег с удовольствием согласился преподавать (и посвятил этой работе 50 лет жизни), а приглашение в ЦДТ воспринял как незаслуженное наказание — зрители его не жаловали. К счастью, в театр вскоре пришел новый худрук — Мария Кнебель. Она заменила устаревший репертуар новыми постановками по пьесам современных драматургов и классиков и вернула публику в зал.
Ефремов неизменно получал яркие роли, но не мог безропотно подчиняться указаниям режиссеров (“старейшины” прозвали его “мхатовским нахалом”). Будучи талантливым лидером, он имел свой взгляд на творческий процесс. По словам Анатолия Хейфеца, его споры с Олегом могли продолжаться “все четыре репетиционных часа”, а остальные актеры в это время слонялись без дела.
Несколько лет Ефремов вынашивал идею о создании собственного театра в традициях Станиславского и “вербовал” единомышленников среди лучших учеников и выпускников Школы. В 1956-ом году труппа была набрана. В нее вошли такие будущие звезды как Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша, Олег Табаков, Михаил Козаков и т.д. Олег уволился из ЦДТ и бросил все силы на осуществление грандиозного замысла.