Найти тему

Панические атаки как результат неправильного воспитания.

В развитых странах 30% людей страдает тревожными расстройствами. В основном это - тревожные депрессии, панические атаки, генерализованные тревожные расстройства.

-2

Почему так много депрессий и панических атак? Я, как клинический психолог, регулярно задаю себе этот вопрос. Однозначного ответа здесь нет. Но обнаружить и описать некоторые ведущие факторы "тревожной эпидемии" вполне возможно.

Парадокс в том, что сейчас на Земле, в развитых странах, по идее, должно жить самое нетревожное поколение. И оно же демонстрирует такой рост тревожных расстройств!

Этих людей не били в детстве, учили не бояться высказывать своё мнение, учили заявлять о своих интересах.

Наших прадедов могли отправить в лагеря за неудачный анекдот, они жили в больших семьях, в условиях дефицита. Они дрались деревня на деревню, двор на двор.
И вот они ничего о панических атаках не слышали... А у нас они у каждого третьего!

Возможно...Возможно. Что дело не только в стрессах мегаполиса и в ритме жизни...

Возможно дело ещё и в воспитании детей? Может быть мы как-то иначе воспитывает детей: не даём им чего-то важного??

Давайте попробуем разобраться,

1. Один ребенок в семье.

Многодетная семья ставит ребенку "прививку" от эгоцентризма.

Эгоцентризм - неумение посмотреть на себя со стороны, неумение учитывать интересы других людей.
Психолог Пиаже спрашивал ребенка "есть ли у него брат". Ребенок отвечал, что " Да". Тогда Пиаже спрашивал "А есть ли брат у твоего брата? ". И до некоторого возраста дети отвечали " Нет". Они не могли посмотреть на мир глазами другого человека.

Один ребенок в семье часто воспринимает себя центром Вселенной. И ему сложно научиться понимать, что существуют интересы других людей. Родители, как правило, ставят интересы ребенка на первый план. "Самое вкусное мороженое - мне, последний кусочек торта - мне".

И потом многие, вырастая, слишком больно бьются о реальность, в которой всем наплевать на их желания и проблемы. "Каждый мой начальник - тиран", " Вокруг так много токсичных людей!". "Мой муж оказался психопатом".
Обратите внимание, как много сейчас постов и комментариев на эту тему.
И все они чудовищно эгоцентричны: как-будто у других людей нет интересов, симпатий, ценностей.
"Мой муж взял ипотеку и уговорил меня родить ребенка. Теперь я понимаю, что он - абьюзер и делал всё это, чтобы привязать меня к себе!"
Девочка выросла, но продолжает считать, что мир крутится вокруг неё.

А теперь представьте как наличие младшего брата влияет на характер ребенка. Каким важным вещам он способен научиться просто потому, что помещён в другие условия жизни. Как легко ему не стать эгоцентриком.

У меня был младший брат. И когда он болел ангиной, мороженое не ели мы вдвоём. "Потому что, ты будешь есть и ему тоже захочется".
Простая бытовая история, но сколькому сразу она может научить!

2. Решать проблемы - легко!

Эта мысль проходит связующим звеном через большинство современные педагогические концепции.

Обратите внимание на рынок педагогических услуг.

Посмотрите, что нам обещают частные детские садики, курсы для детей, репетиторы.

"Мы научим Вашего ребенка математики в игровой форме", " Мы поможем ребенку стать интересной личностью.", "Современная школа убивает инициативу и делает всех одинаковыми, а мы работаем исходя из интересов ребёнка", "мы обучаем скорочтению", " А у нас - нескучный английский."

Бросается в глаза общая идея - не надо напрягаться, всё легко и просто.

И ещё одна идея - всё дети гениальны и нужно просто найти себя.

"Почему у тебя проблемы с математикой?"
"Потому что математика - это не моё"

С одной стороны, мы наблюдаем инфантильных родителей, которые считают, что вот этот детский садик, не такой как все, и поэтому сделает их ребенка гением. А как? Поможет найти себя) И дело в шляпе)

С другой стороны, ребенок пропитывается идеями, что нужно найти себя. А когда найдёшь себя, то и учиться станет просто и работать будет только в удовольствие.

Такой ребенок вырастает и сталкивается с реальными проблемами на работе, в институте, в отношениях.

Сталкиваясь с небольшими проблемами, он сбегает от них с криком "это не моё".

А бегство в болезнь - это классика жанра.

3. Проблемы ребенка решают родители.

И это правильно. Вот только ребенок как-то должен со временем приобрести опыт самостоятельного решения проблем. А как?

Если у мальчика проблемы с математикой - мы находим ему репетитора. Если конфликт с учителем - ищем новую школу. Если он совершил правонарушение, мы ищем адвоката и всеми правдами и неправдами доказывает его невиновность - даже когда речь о пустяковом нарушении.

Он не поступит на бюджет - мы берём кредит. Он не может сдать экзамен - даём деньги на взятку преподавателю.

Потом за взятки устраиваем его на хорошее место.

В какой момент, он будет решать проблемы самостоятельно?

Однажды ведь он столкнется с трудностями один на один. И что тогда? Справится ли он.

На выходе, человек не умеет решать проблемы. В итоге, мы можем наблюдать как обычные трудности способны вызвать сильнейший стресс.

Почему так происходит?

Возможно, потому что так его научили родители. Всю свою жизнь, сталкиваясь с проблемами, он демонстрировал, что ему плохо, что он страдает. И проблема решалась сама собой (её решали родители) . Мы его этому обучили.

Теперь он вырос. Встретил на своём пути трудности. И рефлекторно отправляет миру сигнал - "мне плохо". Проблема не решается. Он начинает страдать сильнее. Проблема снова не решается. Постепенно стресс нарастает и переходит в болезнь - в депрессию, например.

Заглянем в прошлое. У ребенка тройка по математике.А его батя хочет, чтобы была четверка. Батя не может нанять репетиторов и ему некогда учиться вместе с тобой. Но у бати есть ремень.
И пока ты не решишь эту проблему, ты будешь периодически страдать. И это страдание заставит тебя самого искать выход из ситуации.

Забавно, что битое поколение было более психологически устойчиво, чем не битое. Тоже такой вот парадокс.

Только это не значит, что нужно брать в руки ремень) В мире небитых детей, битый - будет вечным аутсайдером.

Конечно, рост тревожных расстройств связан не только с воспитанием, но и с другими условиями жизни. Эту проблему я описал в недавней статье - почитайте, если тема Вам интересна.

Что Вы обо всем этом думаете - пишите мнения в комментариях. Давайте обсудим эту тему