Довольно глупо писать "разгромную критику" игры, которая вот уже шесть лет успешно развивается и привлекает всё больше новых поклонников. Поэтому скажу сразу, что почти всё сказанное ниже - в основном вкусовщина и занудство, но я знаю, что мои вкусы многие разделяют, и хочу объяснить подобную позицию.
И да - если вы фанат AoS, я нисколько не хочу вас задеть, и по-доброму вам завидую - вы легко можете наслаждаться любимой игрой, для которой то и дело выходят свежие наборы и другие обновления.
А теперь к делу. В чём причины такого количества хейта в сторону Эры Сигмара?
Первая причина - это ты
Stormcast Eternals, или Грозорожденные Вечные - лицо Age of Sigmar и одновременно символ того, во что превратилась компания Games Workshop, подарившая миру Warhammer. Как я уже писал в одной из предыдущих статей, AoS пришёл на смену знаменитому Fantasy Battles во многом под влиянием оглушительного успеха Warhammer 40k, который вместе со своими космодесантниками затмил собой средневековую "ваху".
Что следует сделать в такой ситуации? Правильно - выпустить средневековых космодесантников! Звучит странно, скажете вы. "Ничуть," - ответят разработчики AoS. И не просто выпустить, а сделать их фронтменами нового продукта.
"Штормкастов" любители Warhammer давно прозвали "сигмаринами". Параллели с протагонистами 40k более, чем очевидны - и те, и другие - накачанные сверхчеловеки, делятся на ордена, которые различают по цвету доспехов, и у тех, и у других есть пушки и большие наплечники с отличительными знаками. Всё это прекрасно смотрится в далёком и мрачном будущем, а вот в условно-средневековом сеттинге многим показалось неуместным.
И дело даже не в дизайне основной фракции. Выход AoS ярко показал, что во главу угла GW в первую очередь ставит коммерцию, а не художественность. Подобные мысли еще в нулевые годы высказывали аксакалы компании, например, Рик Пристли, который тогда во многом по этим причинам покинул Games Workshop.
Другим проявлением убийственной коммерциализации стали новые названия фракций и юнитов. Вместо прежних "Империи", "Высших эльфов", "Орков и гоблинов" мы теперь видим причудливые и совершенно незнакомые слова, которые (в отличие от "орков и гоблинов") можно зарегистрировать в качестве торговой марки. Здесь изобретательные гэвэшники пошли несколькими путями. Один из них (честно говоря, не самый плохой) - придумать "эпичное фэнтезийное слово", зачастую взяв за основу общеизвестный древний корень. Так появились различные серафоны, люминеты и сильванеты. Другой способ, который произвёл на фанатов особое впечатление - сложить вместе несколько английских корней. Русские варианты этих шедевров словотворчества звучат так, будто вышли из-под пера Л. В. Володарского, знаменитого переводчика фильмов из 80-х и 90-х. Вы только послушайте: "мрачные злобные мерзавцы" (Gloomspite Gitz), "огненные убийцы" (Fyreslayers), "лорды могил с отравленными душами" (Soulblight Gravelords)...
И дело вовсе не в переводе - англоязычным пользователям подобные выкрутасы режут ухо так же, как и нам!
Слишком высокое фэнтези
Мира Warhammer больше нет - ему на смену пришли Владения Смертных, которые называются ровно так же, как в старой игре назывались различные школы магии. Масштаб увеличился, теперь мир не один, их целых восемь!
И, подумать только, ни один из этих миров особенно не зацепил фанатов разгромленного FB. Это, казалось бы, легко объяснить их ретроградством и нежеланием принимать любые изменения вообще. По нашим временам Warhammer Fantasy выглядит не слишком-то оригинально - подумаешь, какие-то ландскнехты сражаются с орками и злыми рогатыми рыцарями! К тому же в основном в локациях, под копирку списанных с Европы! AoS же предлагает массу невиданных доселе вещей - от штормкастов с невообразимым вооружением до Оссиархов, похожих на биониклов из костей, пластин и кусочков привидений. Владения Смертных полны всевозможных порталов, магических аномалий и летающих островов. Один город даже находится в двух мирах сразу!
Всё это так, но, во-первых, старый Warhammer появился ещё на заре популярности так называемого тёмного фэнтези и оказал довольно значительное влияние на становление этого стиля - поэтому вселенную FB и можно назвать в какой-то мере легендарной. Во-вторых, любое хорошее фэнтези, на мой и не только мой взгляд, должно играть на отсылках и, так сказать, коллективном бессознательном. Открывая перед собой новый выдуманный мир, читатель/зритель/игрок должен подспудно или местами осознанно видеть в нём знакомые мифологические или исторические мотивы, только тогда фантастическая вселенная по-настоящему увлекает и очаровывает. Это не значит, что все обязаны делать такое количество отсылок к реальности, какое мы видим в FB, но когда видишь штормкастов с их личинами, пистолетами, значками на наплечниках - бессознательное недоуменно молчит.
Простота - не грех
Будем честны - в век, когда за тебя всё подсчитывают смартфоны, трудно заставить человека заучивать большое количество информации и постоянно вычитать и складывать на бумажке ради развлечения. Поэтому вполне объяснимым является решение GW о создании совершенно новых правил для AoS. Они не занимают и 20 страниц. Больше нет захода с фланга и тыла, реакций на атаку врага, а все заклинания прописаны в карточках отрядов. Правила AoS мало чем отличаются от правил 40k в их современном состоянии - это в очередной раз подчёркивает, на что ориентируется GW. Есть, правда, и любопытные нововведения - например, кто первый ходит, определяется броском кубика каждый новый ход. Это добавляет непредсказуемости и уравнивает силы.
Отдельно стоит сказать о системе ключевых слов. Вся сложность правил теперь заключается в особых взаимоотношениях между различными юнитами армии, прописанных в их карточках. Они приводят к появлению различных баффов и дебаффов, которые в последние годы фактически стали основной сутью игры в Warhammer (AoS или 40k). Это делает победу менее зависящей от тактики, приближенной к реальной жизни, и более завязанной на правильном подборе юнитов согласно их специальным правилам.
В общем и целом играть в AoS довольно весело, но упрощение привело к потере глубины и некоторой, не побоюсь этого слова, интеллектуальности.
Новости с фронтов
Время не стоит на месте, и Age of Sigmar пополняется новыми фракциями. Фанаты подметили, что налицо некоторое возвращение к более классическим формам - новые эльфы-Люминеты явно вдохновлены высшими эльфами из старой игры, ставшие отдельной фракцией вампиры живут более или менее по заветам своих предшественников с квази-немецкой фамилией, а новая редакция подарила игрокам скучнейших (как показалось любителям аосовской гипер-фантастичности) орков и хобгоблинов, которых почему-то сравнивают с их толкиновскими прародителями. Досталось даже Грозорождённым Вечным. Их новую версию называют эстетически "более историчной", но интереснее здесь будет рассмотреть иную деталь, снова отсылающую нас к главной проблеме GW - ненасытности.
Согласно новой порции лора, из-за очередной магической подставы обычные штормкачки потеряли возможность перерождаться после смерти (а это, как известно, их основное преимущество - после внешнего сходства с космодесантом). Не такие уж они и Вечные, как оказалось. Но у Games Workshop Сигмара всегда есть решение! Встречайте новых Грозорождённых, которые не только по-прежнему способны к респавну, но ещё и ростом повыше!
Ничего не напоминает? Да-да, это примарис-десант, на этот раз в АоС. Штормкастам не пришлось долго ждать, чтобы морально устареть - не по внешнему виду моделей, а по сюжету. Таков новый принцип работы гэвэшников, который они аккуратно тестируют, начиная с 8-ого издания 40k - зачем обновлять модели, если можно обновить и модели, и лор, и правила, сделав героев быстрее, выше, сильнее - тогда игрокам точно придётся купить их заново.
***
Об Age of Sigmar можно говорить ещё очень долго. Я сконцентрировался на Грозорожденных, но они, хоть и являются лицами с обложки, на деле лишь малая часть ассортимента АоС-овских человечков. Ещё можно поговорить о том, что "Эра Сигмара", пожалуй, самая феминистическая и инклюзивная игра GW - пока консервативные фанаты 40k видят космодесантниц лишь в ночных кошмарах, в штормкастах вполне себе служат спортивные дамы с выбритыми висками.
Отдельная тема - связь между лором Fantasy Battles и AoS. Естественно, новая Эра завязана на отсылках к прежней, "погибшей" вселенной и интересно проследить, кем стали те или иные герои старого мира во Владениях Смертных, и находить преемственность там, где она менее очевидна. Даже маски Грозорожденных явно вдохновлены образом Бальтазара Гельта - великого имперского волшебника из FB. Это, однако, нисколько не оправдывает их в глазах поклонников прежней игры. Складывается впечатление, что, если бы AoS создавался с нуля, прежние фанаты злились бы меньше. В сложившейся же ситуации они глядят на происходящее и повторяют: "Посмотрите, что они сделали с моим мальчиком!"
И все же хочется отметить, что настольные игры - последнее, насчёт чего стоит устраивать холивары. Каждый играет в то, что ему нравится, а что до решений разработчиков - в GW работают разные люди, и очень многое из того, что они делают, по-прежнему талантливо. Фанаты Fantasy Battles (и я тоже) ждут её перезапуска, который был официально обещан, а пока что сами создают Warhammer, в который им хотелось бы играть - печатают миниатюры и переписывают правила. И это замечательно, потому что потребление готового - это весело, но лучше, когда это потребление перерождается в творчество.
__
Станьте частью культа - подписывайтесь на канал, чтобы узнать больше о Warhammer и не только!
#warhammer #age of sigmar #warhammer fantasy #warhammer 40000 #игры #настольные игры