Ровно два года как не стало одного из тех, кого с уверенностью можно назвать Маэстро. Питер Линдберг скончался в сентябре 2019. Прошло всего два года, но его имя все еще на устах, а фотокниги разлетаются. Я лично не смог купить альбом, потому что новый тираж разобрали за несколько дней. Пройдёт еще пара десятков лет, и ничего не изменится, даже если взойдёт новая звезда на небосводе фотографии.
Великий портретист
Линдберг был одним из самых известных фэшн-фотографов современности. Только слово фэшн никак с ним не вяжется: да, он снимал для больших брендов и крупных Fashion-изданий, только снимал он просто людей, без налёта глянца. На его кадрах неизвестные или непрофессиональные модели (разумеется, после этого о них узнавал весь мир). Он лично отбирал моделей каждый раз, ему доверяли.
Всё дело в подходе и стиле, в котором мастер работал: журналы давали полную свободу снимать кого угодно и где угодно, лишь бы это были снимки его рукой. Я попробовал субъективно проанализировать, предать расчёту то, что подчиняется законам искусства, чтобы понять составляющие его стиля.
Случайный фотограф
Линдберг стал фотографом случайно. У него не задалась карьера художника, и будущему мастеру удачно подвернулся случай устроиться помощником фотографа, чтобы подзаработать. Тогда закладывается фирменный стиль Линдберга: ему чужда неестественность в позах и постановочность в кадре.
На первом коммерческом снимке для американского Vogue малоизвестные модели с растрепанными волосами дурачатся на пляже в Санта-Монике — и это во времена, когда в модных изданиях царил образ женщины с богатым макияжем и крокодиловой сумкой. Разумеется, в тот момент ему сразу указали на дверь.
Все изменилось, когда главой Vogue стала Анна Винтур, которая нашла в столе сохранившийся пляжный снимок Линдберга. Именно она дала ему полную свободу снимать как ему хочется, лишь бы это была съёмка его авторства: «Это образ новой современной женщины».
Как работал Линдберг
Цвет и ЧБ! Не стоит делать поспешных выводов, бегло просмотрев первые картинки в поисковике: Питер снимал не только ЧБ, цветные фотографии он также делал. Правда, еще на заре карьеры. В поздние годы творчества это были практически исключительно черно-белые фотографии. Я не думаю, что он боялся цвета или не умел с ним работать (ранние обложки опровергают это: фотограф грамотно взаимодействует с цветом в кадре, местами заметные классические сочетания). Скорее всего, он выбрал ЧБ за контраст и большую палитру полутонов, которые он может дать. Черно-белая картинка смещает фокус на человека, который в ней находится, вне зависимости от окружающего пространства.
Кроме того, чёрно-белая картинка снимает вопрос о колористике в пользу работы света. А уж последней на снимках Линдберга достаточно. Достаточно для того, чтобы назвать это одним из его характерных приёмов. Фотограф использует игру с тенями, тональную перспективу, контраст тёмного и светлого, рисунок светотени.
Ракурсы. Линдберг почти всегда работал под углом 90, прямым ракурсом напротив человека. Не снизу вверх и не сверху вниз. Исключения были, но редкие. Снимки не от бедра: камера находится на уровне туловища или головы фотографа, даже если он снимал со штатива.
Линдберг строил фотографии по золотому сечению и правилу третей. Он располагал человека в кадре по осям. Хотя порой Линдберг нарушал правила так что голова модели упиралась ровно в край кадра, заваливал горизонт, чтобы добавить динамики.
В работах маэстро также можно увидеть диагональные элементы: ещё одна хитрость, чтобы статику превратить в динамику. Расположение объектов по диагонали сразу делает кадр более живым.
Уличные съёмки. Они не занимают много места в его портфолио, но то, как он работает в городе, показательно. Речь о классических стрит-историях, когда кампейн для бренда или съёмка для журнала делается в людном месте. Фотограф позволяет этому месту оставаться естественным. Он не ждёт пустых улиц или вылизанного кадра. Прохожие, попавшие в кадр, люди за соседними столиками, дым из люков, вывески, реклама и проезжающие автомобили – всё это есть, как приглашённые гости на его снимках. Такой приём делает контрастным главный объект съёмки – модель.
Работа с человеком
Быть самим собой. Наверное так, очень кратко можно сформулировать главный принцип подхода к человеку в кадре Линдберга. Начиная с той самой карточки на пляже, мастер всегда позволял людям просто быть в кадре. Без надменности и искусственных поз. Это и делает его работы такими сильными!
В портретной фотографии есть неписаное правило: хороший портрет тот, в котором поза человека естественна. Иначе на глаз это не воспринимается: в реальной жизни так люди не ходят/сидят/стоят/и т.д. Естественность же раскрывает человека. И да, там он уже может быть томным, возвышенным, весёлым, грустным, смешным, элегантным. Но только если это про него самого.
Линдберг позволял каждому человеку быть самим собой. Спросить у самого фотографа, уже, к сожалению, нельзя. Даже классические фэшн-съёмки всё равно иные по настроению. Томное модельное выражение лица, там, где оно присутствует у героев Линдберга, не выглядит наигранным. Оно такое, потому что естественно. Он не скульптор, он наблюдатель за живым человеком и его эмоциям. Люди в кадре у Питера веселятся или грустят, задумываются, курят или едят, смеются, дурачатся и поправляют волосы. Они естественны.
Автор: Никита Калюжин
#фотограф #знаменитости голливуда #фотография #история фотографии #питер линдберг
Подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе всего интересного, что происходит в мире фототехники, смартфонов и гаджетов.
Читать также:
Nikon показала возможности нового недорогого объектива Nikkor 40mm f/2
Гайд по кривым: как обработать фотографию самым мощным инструментом Photoshop