Найти тему

Самые неожиданные интерпретации сюжета "Красавицы и чудовища" в современной литературе и кинематографе

Все мы с детства знакомы с "Красавицей и чудовищем". Кому-то читали эту сказку родители перед сном, а кто-то знает данный сюжет по одноимённому мультфильму студии Disney. Так или иначе, но на свете сыщется мало людей, которые хотя бы краем уха не слышали об этой истории любви.

"Красавица и чудовище" мультипликационный фильм студии Disney (1991)
"Красавица и чудовище" мультипликационный фильм студии Disney (1991)

Мало кто знает, что данный сюжет человечество знает ещё с античных времён (если не ещё раньше). Если мы прочитаем миф про Амура и Психею, то удивимся и найдём не мало совпадений с пересказами этой истории на европейский манер ("Красавица и чудовище" Шарля Перро и де Вильнёв) и на российский ("Душенька" И.Ф.Богдановича и С.Т.Аксакова "Аленький цветочек").

Скульптура итальянского скульптура Антонио Канова, "Амур и Психея"
Скульптура итальянского скульптура Антонио Канова, "Амур и Психея"

Бесспорно, этот сюжет любим многими людьми и авторами и, возможно, некоторые создатели современного контента могут прибегать к нему бессознательно, не подозревая даже об этом. Предполагаю, что клише "хорошая девочка - плохой мальчик" тоже выросло из "Красавицы и чудовища", однако это вопрос отдельной дискуссии. Но всё это небольшая предыстория и лирика. А как дела обстоят сейчас? А дела обстоят интересно.

Говоря об интерпретациях "Красавицы и чудовища" на современный лад, многие вспомнят мультипликационный фильм студии DreamWorks "Шрек". И вы, безусловно, будете правы. Но я хочу в данной статье поговорить о двух популярных произведениях современной культуры, в которых чувствуется влияние этой сказки, но мало кто говорит об этом. И начну я с очевидной истории, а именно с серии фильмов "Сумерки", снятых по мотивам романа американской писательницы Стефани Майер.

"Сумерки" фильмы студии Summit Entertainment (2008-2012)
"Сумерки" фильмы студии Summit Entertainment (2008-2012)

В своё время нашумевшая серия подростковых романов и фильмов имеет огромную фанбазу, а также ненавистников. И тем не менее, но в основе этой истории лежит старая, как мир, сказка о красавице и чудовище, только в современной обёртке.

В роли условной "красавицы" у нас среднестатистическая девушка-подросток, которая ничем не отличается от нас, приземлённых читателей и зрителей. По книге автор не описывает Беллу как сногсшибательную красотку и похитительницу мужских сердец (хотя как посмотреть). Она замкнутый интроверт, который обществу одноклассников-сверстников предпочитает компанию книг классических писателей. Вы спросите, ну какая же она в таком случае "красавица", если внешне она не отличается неземной красотой, которая сразу бросается в глаза, в отличии от, например, Розали Каллен, о красоте которой автор не забывает упомянуть при каждом появлении вампирши на страницах романа? А я отвечу, что дело не только в физической привлекательности. В данном случае автор говорит о том, что Белла у нас прекрасна душой и поступками. Её сердце и душа открыты к любви, она смотрит не на оболочку, а зрит в самую душу, пытаясь принять условное "чудовище", в нашем случае Эдварда Каллена, со всеми вытекающими. Хочется отметить, что не даром Стефани Майер нарекает Беллу именем "Isabella/Bella", поскольку переводится оно как "красавица".

Интересно, что в роли чудовища у нас выступает Эдвард Каллен, красотой которого восхищаются все сверстницы Беллы. Да и сама писательница не грешит сравнивать Каллена по великолепию с античными богами. Но Стефани Майер делает достаточно интересный ход, делая Эдварда вампиром. Да, прекрасным, но чудовищем, которому для существования нужна кровь живых существ.

В романе "Солнце полуночи", где повествование ведётся от лица Эдварда, мы получили возможность побывать в голове вампира и подробно рассмотреть его мысли. Он часто рефлексирует о своей вампирской сущности, считает себя чудовищем, монстром, проклятым созданием без души, которое не достойно никаких благ этого мира, в частности и любви смертной девушки. И из этого выходит, что условное обозначение внешних характеристик ("красавица", "чудовище") в контексте данного произведения трансформируется в метафору на душевные качества героев, где наша красавица Изабелла Свон выступает в роли спасителя души Эдварда Каллена.

Но так было бы при идеальном раскладе. Критиковать то, как подана эта идея в контексте романа или фильмов, я не берусь, тема не об этом. Однако влияние сказки La Belle et la Bête видно невооружённым взглядом, если разобраться.

А теперь давайте перейдём к неочевидному произведению, где обращение к данной сказке вы точно не ожидали встретить. И это... *барабанная дробь* - "Игра престолов" или серия фэнтезийных романов Джорджа Мартина "Песнь льда и огня".

"Игра престолов" телевизионный сериал HBO (2011-2019)
"Игра престолов" телевизионный сериал HBO (2011-2019)

Рассмотрим это на примерах двух популярных пар сериала и книг. И начнём с Сандора Клигана и Сансы Старк, где всё очевиднее некуда. Всё, как завещали предки-сказители. У нас есть Санса Старк - дочь лорда, благородная леди, которая, наслушавшись баллад о доблестных рыцарях и прекрасных принцессах, грезит о любви, замках и прекрасном принце. В описании внешности прелестной особы Джордж Мартин не скупился на эпитеты: у неё глубокие синие глаза, тонкие скулы, прекрасные густые волосы, цвета осенних листьев... Ну, прелесть же! А так же у нас имеется Сандор Клиган - телохранитель принца Джоффри, который пугает королевских придворных и врагов не только своей силой, но и крайне отталкивающей внешностью. То, что показали в сериале - цветочки по сравнению с тем, как Джордж Мартин описывает Пса в книгах:

"На левой стороне его лица покоится изуродованная плоть, испещренная рытвинами и глубокими трещинами, в которых поблескивает что-то красное и влажное, когда он шевелится".

Если представить это, выходит картинка жуткая, не правда ли? Но это то, что касается внешности. А что же скрывается в их душах?

И здесь всё довольно очевидно и по классике. Санса Старк - невинное дитя, чьи розовые мечты о прекрасном принце и любви были жестоко разбиты и растоптаны жестокими реалиями Королевской гавани. После смерти отца, она, по сути, является пленницей в столице Семи королевств, что делает из неё "деву в беде". Сандор Клиган когда-то давно тоже был невинным ребёнком, которого сломала жестокая реальность в лице его старшего брата Григора Клигана. В детстве Гора совершил довольно жестокий поступок по отношению к своему младшему брату, а именно стал причиной возникновения ужасного шрама на его лице. Пёс - жестокий воин с покорёженной душой. Настоящее чудовище.

Однако Санса сумела обнажить душу даже у такого зачерствевшего человека, как Сандор, когда она поёт ему песню в своих покоях, куда тот пришёл, чтобы забрать её с собой, пока Станнис Баратеон атакует Королевскую гавань. Девушка дотрагивается в этот момент до щеки Клигана и ощущает пальцами кровь и «что-то другое, не кровь, хоть и мокрое». И, конечно, мы с вами понимаем, что это слёзы.

Пёс и Пташка, иллюстрация Кая Хуана (zippo514)
Пёс и Пташка, иллюстрация Кая Хуана (zippo514)

Следующая пара, в которой всё не так очевидно, как в предыдущей, это Джейме Ланнистер и Бриенна Тарт.

Здесь уже ситуация разворачивается интереснее. У нас есть Джейме Ланнистер - сын лорда Тайвина Ланнистера, рыцарь Королевской гвардии, которого в глаза называют Львом Ланнистеров, а за спиной называют Цареубийцей. Его описывают прекрасным золотоволосым мужчиной с зелёными глазами. Так он ещё и рыцарь! Казалось бы, он должен быть прям как герой сказок - воплощением благородства и справедливости, верхом на белом жеребце и с мечом на перевес. А вот на деле всё выходит иначе. Джейме - сложный и многогранный персонаж, которого в начале истории ненавидишь за ужаснейшие поступки, но по ходу повествования видишь, как он раскрывается, начинаешь ему сопереживать и сочувствовать. В истории, что рассказывает нам Джордж Мартин, цареубийце противопоставляется Бриенна Тарт, девушка, которую боги не одарили прекрасной внешностью. Скорее наоборот. Окружающие считают её крайне некрасивой. Сам автор подчёркивает это описанием внешности девушки: и рот у неё больше, чем нужно, и черты лица грубые, и зубы у неё выступают, и нос кривой, поскольку его ни раз ломали в драках. Однако ей была дарована недюжинная сила и высокий рост. Поэтому неудивительно, что Тартская дева увлеклась воинским искусством. Так что да, выходит так, что внешне Бриенна далеко не красавица (особенно если сравнивать с описанием красавца Ланнистера). Но мы с вами поняли, что красота понятие растяжимое, и в данном случае красота у нас это проявление внутренних достоинств, а не внешних. И вот тут Бриенна с лихвой по всем параметрам уделывает Джейме Ланнистера, поскольку представляет собой того воина, которым цареубийца никогда не был. Тартская дева преданная, решительная, ведёт себя куда более достойно многих настоящих мужчин-рыцарей. И во многом странствие с ней помогло раскрыться Ланнистеру с лучшей стороны. Во время их путешествия они оказывают колоссальное влияние друг на друга, и они начинают подмечать уже не только свои недостатки, но и достоинства. В какой-то момент Джейме замечает, что у Бриенны таки есть одна красивая черта в лице:

— Голубое вам к лицу, миледи, — заметил Джейме. — Оно подходит к цвету ваших глаз. — Глаза у нее и правда чудесные.
"Игра престолов" телевизионный сериал HBO (2011-2019)
"Игра престолов" телевизионный сериал HBO (2011-2019)

Неудивительно, что сказка о красавице и чудовище оказала влияние на творчество Джорджа Мартина, ведь он выступал сценаристом старого американского сериала "Красавица и чудовище".

"Красавица и чудовище" американский телесериал (1987-1990)
"Красавица и чудовище" американский телесериал (1987-1990)

Вот такой разбор вышел. Пишите в комментариях, что думаете на этот счёт.