22 года назад в Дагестане был дан решительный отпор международному терроризму
Ежегодное празднование освобождения Дагестана от вторжения боевиков – дань памяти одной из самых героических страниц новейшей истории России. Именно с битвы за Дагестан началась вторая чеченская кампания: отпор вооружённым бандам Басаева и Хаттаба в этой республике стал началом конца экспансии международного терроризма на Северном Кавказе.
Ещё с начала августа 1999 года в Цумадинском районе РД были зафиксированы столкновения махачкалинских милиционеров с местными боевиками-ваххабитами. Далее активные бои продолжались с 7 по 23 августа 1999 года – в ходе так называемой Цумадинско-Ботлихской кампании, когда боевые действия развернулись уже между федеральными войсками РФ и бандформированиями на территории нескольких районов.
Начальный этап вторжения боевиков в республику сразу был отмечен не только их боями с регулярными войсками, но и отпором со стороны ополченцев. Это во многом деморализовало ваххабитов: вместо желанной поддержки они встретили полное противодействие местного населения.
В итоге отряды боевиков были вынуждены отойти на территорию Чечни. С 29 августа по 13 сентября федералами был захвачен и уничтожен ваххабитский анклав в Кадарской зоне на территории Буйнакского района. Однако 5 сентября подразделения бандитов второй раз вошли в Дагестан, на этот раз в Новолакский район.
Однако и здесь они встретили яростный отпор – как стороны военных, так со стороны гражданского населения. Уже 14 сентября правительственные войска вернули себе контроль над Новолакским. А 15 сентября 1999 года глава Минобороны РФ Игорь Сергеев доложил руководству страны о том, что Дагестан полностью освобождён от бандитов.
К сожалению, войны не обходятся без жертв. В этих боях погибли 226 военнослужащих, 53 сотрудника органов внутренних дел, 25 ополченцев. Звания Героя России были удостоены 13 участников тех трагических событий. Но настоящим героем можно назвать и весь народ Дагестана, который показал не только своё мужество, но и верность Родине – малой и великой.
106 ополченцев-добровольцев были награждены орденами Мужества, 42 удостоены медали ордена «За заслуги перед Отечеством», 16 – медали «За отвагу», сотни получили награды РД. Военнослужащие, ополченцы, сотрудники правоохранительных органов, люди разных национальностей и вероисповедования, даже старики, женщины и дети – все вместе они отстояли Дагестан, защитили республику и Россию от международных террористов. Низкий поклон защитникам, вечная память погибшим.
Дадим слово непосредственным участникам тех событий.
Осман Умаров– житель Хасавюрта, ополченец;
- Мы узнали, что боевики зашли в Новолакское и намереваются идти на Хасавюрт. Глава администрации Сайгидпаша Умаханов бросил клич, чтобы вышли люди, брали у кого что есть – надо защищать свой город. Хасавюрт от Новолака недалеко находится, и он разделён речкой. Мы находились на одном из берегов.
Возглавлял ополчение подполковник Абубакар Гаджиев, ныне покойный. Тогда он был уже в отставке, но прекрасно знал военную службу. Именно благодаря ему ополчение очень чётко было сформировано.
Сразу нас вышло человек 20-30, и мы расположились в здании детского садика, около реки. Выставили посты, попеременно дежурили. Не знали, что будет. Но благодаря тому, что Новолакский райотдел очень мужественно защищался – они вместе с Липецким ОМОНом дали серьёзнейший отпор - бандиты на Хасавюрт не прошли…
Справочно: 7 сентября 1999 года федеральные войска, сотрудники МВД и дагестанские ополченцы остановили продвижение боевиков, пришедших из Чечни, в 5 км от Хасавюрта. По имеющейся в те дни информации, бандиты намеревались сделать Хасавюрт столицей так называемого «независимого исламского Дагестана».
Осман Умаров:
- Да! Мы защищали свой город, свою землю, свою семью. Потому что, если завтра они сюда придут, пойдут по домам - представляете, что может быть? Опасения такие были, поэтому решили выйти вперёд.
Вот рядом со мной Битиев Султан Магомедович, тоже ополченец. Он в Новолаке всё это видел, он из села Шушия, а это село находится на границе с Чечнёй. Там чеченцы жили. И пришли тоже чеченцы. Так местные сразу дали понять, что у них очень серьёзная оборона. Поэтому боевики обошли это село и пошли на Новолакское.
Очень дружно все встали на защиту, особенно молодёжь. Когда враг нападает – все вместе. Национальности не различали – лакцы, чеченцы, даргинцы, кумыки, аварцы… В Хасавюрте были больше аварцы.
Тогда и проявилось всё: дружба и сплочённость всех наций. Тогда и проявилось, на самом деле, что люди должны защищать свой дом, а не делиться между собой…
Справочно: 5 сентября 1999 года Новолакское было захвачено боевиками. 14 сентября 1999 года после тяжёлых и кровопролитных боёв, в ходе которых село почти полностью было разрушено, федералам и ополченцам удалось выбить бандитов из села.
Султан Битиев– житель Новолакского района, ополченец:
- Среди них (боевиков – Ред.) было много национальностей. И арабы, и негры, и кого только не было... а мы защищали свои сёла. Мне тогда было 25 лет. Живу в селении Шушия, это Новолакский район. Мы утром проснулись, нам говорят – дорога закрыта. В чём дело? Вышли, посмотрели, услышали, что зашли бандиты…
Всех работников правоохранительных органов, которые находились на посту, мы собрали. Боевики говорили – сдавайте их нам! Но мы не сдали. Сразу переодели их в гражданскую форму, провели через самую горячую точку – это между селениями Шушия и Ахар. Как раз по соседству со мной в доме они находились, там их прятали. Потом сопроводили их в Ярыксу, это самое безопасное место тогда было. Новолакское, райцентр, уже захватили… Проводили, дали всё необходимое…
Нужно хорошо понимать, что защита силовиков от расправы была смертельно опасна для самих ополченцев. Но они не испугались бандитов. Ни тогда, когда перемещали милиционеров в безопасное место. Ни тогда, когда сами брали в руки оружие…
Султан Битиев:
- Свою Родину, свою землю мы защищали. Свои семьи. Это было тяжёлое время: мы не знали, что нам делать. И ничего у нас не было – ни оружия, ничего… Вернее, мало было оружия. Своей душой, своей смелостью – вот так и противостояли.
Мы не говорим, что мы герои. Но чем могли, тем и помогли. И своим семьям, и своим родным, и нашим федералам – всем, кто болел за нашу Родину, за великую Россию. И будем всегда её защищать.
Мурадис Алидибиров- кавалер ордена Мужества и других государственных наград, полковник МВД в отставке, участник боевых действий 1999 года в Дагестане:
- Знаете, то, что объединились – это уже в крови, в генах заложено кавказцев. Если к вам с оружием идут в руках – адекватное решение будет народа. Если просто в гости придут – негостеприимных кавказцев трудно найти.
Объединились по одному зову, потому что услышали – проникли бандформирования. Сначала в Цумадинский район, потом в Ботлихский, Казбековский, Новолакский… Как один все встали! Россия ведь одна, целая. И от Дагестана многое зависело для сохранения целостности Российской Федерации. В генах у нас это заложено. Там не пришлось никому говорить – давайте, мол, соберёмся… Каждый - кто чем мог. Даже с палками. Даже женщины выходили!
О Мурадисе Алидибирове следует сказать особо. В момент нападения бандитов на Дагестан он работал начальником отдела управления дагестанской границы. Отвечал за погрантерритории Цумадинского, Гумбетовского и Ботлихского районов, был одним из тех, на кого пришёлся первый удар террористов. Милицейский УАЗ, в котором ехал Мурадис Атречович, подорвался на мине, что привело к тяжелейшим травмам ног, лица и тела… Ноги и глаз спасти не удалось. Ранения были страшными: врачи не верили, что он выживет. Однако Мурадис Алидибиров не только выжил, но и вернулся после реабилитации на службу в милицию, где безупречно прослужил ещё 12 лет. Поэтому его иногда даже называют «дагестанским Маресьевым».
Мурадис Алидибиров:
- Вы, наверное, по телевизору тоже смотрели про Магомеда Нурбагандова погибшего… Он в такой ситуации находился! И какой ответ дал: «Работайте, братья». Эти слова сейчас везде и всюду говорят. Это дагестанский характер, всё в нас заложено. Очень много таких дагестанцев.
Да и российские ребята, которые прибывали сюда – такие боевые! Словами не передать, какие боеспособные ребята были эти русские. Но там не было таких вопросов: «это – русский, это – аварец, кумык или даргинец…» Все, как один, были вместе. Вместе воевали и из одной тарелки ели…
Президент Российской Федерации Владимир Путин несколько раз лично встречался с участниками событий 1999 года. В том числе и с Мурадисом Атречовичем. Именно Алидибиров на форуме ОНФ в 2016 году поднял перед президентом вопрос об официальном статусе для дагестанских ополченцев. И Владимир Путин согласился.
Президент также рассказал всем присутствующим о том, как встречался в госпитале с раненым полковником, отметил своё большое уважение к таким людям, назвал его настоящим мужчиной и бойцом. Кто не видел этот видеосюжет – обязательно посмотрите. Это сильнее множества аргументов.
Как по горячим следам событий, так и позже глава государства неоднократно давал самую высокую оценку действиям гражданского населения в дни экспансии террористов. Словами Президента России логично и завершить материал о народном подвиге жителей северокавказской республики всех национальностей:
«Это дорогого стоит: тогда и женщины, и мужчины, даже дети принимали участие. Это было важно не только для Дагестана, людей этой суровой природы, это было важно для России – показать международным бандитам, что народ не с ними. В этом была заслуга, вот это главное, что вы сделали…».
Олег Пономарев