Кто родился и вырос в рабочем посёлке Ардатов Нижегородской области знают улицу Щепалина. А также помнят, что она названа в честь лётчика Виктора Яковлевича Щепалина, который в годы Великой Отечественной войны повторил подвиг капитана Гастелло.
Это примерно вся информация, которую знает практически каждый из Ардатова. А кто интересуется глубже, имеет возможность узнать то, что знают и собрали краеведы.
В этой статье постараюсь обобщить информацию, уже имеющуюся по Виктору Яковлевичу и сделать выводы на основе вновь опубликованных документов. В этом мне поможет сайт "Память Народа". Будут использованы и другие ресурсы с информацией о воинских частях и военных училищах.
Приступив к рассмотрению биографии Щепалина можно сказать следующее, что материала катастрофически мало. Основу составляют, про довоенный период, рассказы его матери, а военная биография раскрывается только в момент совершения Подвига. Белыми пятнами можно назвать его обучение в Военных авиационных школах пилотов и нахождение на фронте с июля 1944 по 14.09.1944.
Родился Виктор Яковлевич Щепалин 08.06.1920 года. До службы в армии, а призван он был в 16.08.1940 года, успел закончить школу и два курса ВУЗа. Поработать в г. Выкса.
Первым штрихом его характера можно назвать воспоминания матери о том, что еще до армии у него были значки Осоавиахима и Ворошиловского стрелка. Многие ребята хотели их получить, но для этого требовалось сдать четкие нормативы. А это достигалось только упорством и тренировками.
Виктор Яковлевич поступил в авиационную школу. И казалось бы, согласно "ПРИКАЗА ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПОРЯДКА КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВУЗОВ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ И УЛУЧШЕНИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ЛЕТНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА № 080 3 марта 1941 г."
Во исполнение постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 25 февраля 1941 г., обучение в высшей школе лëтчиков, даже по мирным меркам, должно было у него занять 2 года, а по военным 1 год. Т. е. как минимум к началу 1942 года Виктор Щепалин должен был попасть на фронт.
Это показалось странным, что только к лету 1944 года он закончил ВАШП.
Но всему оказалось объяснение. Из опубликованных документов становится ясно, что обучение Виктор начал как лëтчик бомбардировочной авиации, а с зимы 1942 года пересел на штурмовик Ил-2. Это "красной" линией проходит через всë его обучение.
Судя по учëтной карточке военнослужащего, первым местом, с 08.1940-по 01.1941, была Петрозводская ВАШП. Судя по имеющейся информации она готовила пилотов на самолётах Р-5, СБ. Но к лету 1941 года данная школа была расформирована. И возможно молодой набор из-за этого, зимой 1941 года, перевели в Краснокутскую ВАШП бомбардировщиков. Там Щепалин обучался до 20.06.1941, от куда и был переведён в Оренбургскую область, где его зачислили в 3-ю Чкаловскую ВАШП, которая также готовила кадры для бомбардировочной авиации, а уже к февралю 1942 года школа перешла на обучение лëтчиков-штурмовиков.
Из этой информации можно выделить следующие моменты:
1. Виктор был достаточно образованным молодым человеком. Парадокс заключается в том, что самый технически подготовленный лëтный состав, это именно в бомбардировщики. И любой исследователь авиации скажет, что для подготовки истребителя требуется меньше и времени, и затрат. Ведь только бомбардировщики могли реально повлиять на боевую обстановку на том, или ином участке фронта.
2. С учётом того, что бомбардировочная авиация понесла серьёзные потери в начале войны, новые кадры могли оказаться не у дел. И именно в это время обозначился серьëзный запрос на штурмовики, которые смогли стать эффективным тактическим оружием ближних тыловых коммуникаций и переднего края. Поэтому все силы бросили на переобучение.
Письмо от 30 октября 1942 года:
"Здравствуйте, Шура и мама! Шлю вам сердечный привет с наилучшими пожеланиями. Я очень редко пишу письма, но вы обо мне не беспокойтесь. Я жив и здоров. Теперь мы разместились по казармам в бывших помещениях здешнего совхоза. Расселились очень плотно. В небольшой комнате нас живёт 60 человек на двухэтажных общих нарах. В общем, тепло, но удобств никаких нет. Столовая очень мала. С обеспечением продуктами не совсем всё в порядке. Но учитывая обстановку приходится мириться. Мы стремимся на фронт. Говорят, потерпите, придёт и ваше время. Всё перестраивается на военный лад, на боевую готовность в любое время. Положение нашей страны очень тяжёлое. Враг стальной лавиной прёт, не считаясь со своими потерями. Но у него не хватит до конца пороха. Он истечёт кровью. Война принимает затяжной характер. Москву и Ленинград наши воины не сдадут. Победа будет за нами.
Мама! Наконец-то я шлю вам свою фотографию. Привет всем родным и знакомым. Виктор".
Из письма к матери Виктор указывает, что освоил пять типов самолëтов. А также, что многие с кем он учился уже воюют на фронте. И только командование не торопит график обучения.
Эти комментарии тоже важны и для понимания переживаний молодого человека и для характеристики общей обстановки. Даже в самый тяжёлый период 1941-1943 годов молодых лëтчиков стараются сберечь и не бросаются кадрами. Это подрывает популярный сейчас тезис о том, что войну выиграли, закидав трупами.
Что же касается пяти типов самолëтов, то можно предположить четыре с большей уверенностью: По-2, Р-5, СБ, Ил-2. И в плане гипотезы ТБ-3.
Но всякое обучение имеет конец и в июле 1944 года, младший лейтенант Виктор Щепалин совершает перелëт на своëм Ил-2 в г. Чугуев(Украинская ССР), в распоряжение 7-го штурмового авиационного корпуса (ШАК).
Зачислен в 206-ю штурмовую авиационную дивизию (ШАД), в 503-й штурмовой авиационный полк (ШАП).
Если мы откроем историю боевых действий 7-го ШАК, то увидим, что в момент прибытия Щепалина он находился в периоде доукомплектования и отдыха, после участия в боях апреля-мая 1944 года по освобождению Крымского полуострова и города Севастополь. И только в августе 1944 года был переведён в состав 3-го Прибалтийского фронта. Первые бои начались с 21.08.1944 года во время Тартуской операции, а в дальнейшем с 14.09.1944 началась Прибалтийская стратегическая операция. В частности, для 67-й армии, которую прикрывал 7-й ШАК, это была Рижская операция. 503-й ШАП производил вылеты с аэродрома Канарику.
Если мы примем во внимание, что лётчики-штурмовики активно участвовали в этих двух наступлениях Красной Армии, то к 14.09.1944 у Виктора Щепалина уже был определенный опыт и он измерялся как минимум несколькими боевыми вылетами.
14.09.1944 года у Виктора Яковлевича было два вылета. Основными действиями полка были штурмовки колон техники противника, мест сосредоточения артиллерии. В 12.30 в дивизию поступили дополнительные распоряжения. В воздух поднялось 4 группы Илов с разными заданиями: 1 группа в 14.00, 2 группы в 15.00 и 1 группа в 16.00.
Если внимательно приглядеться к задачам и сравнить район падения Ила, которым командовал Щепалин, с районом действия боевых групп. То более вероятным было, что он участвовал в вылете в 15.00.
В боевом донесении о потерях за 14.09.1944 года подтверждается, что экипаж мл. лейтенанта Щепалина Виктора Яковлевича и стрелка старшего сержанта Кужахметова Хакима Исамбека был подбит над целью зенитной артиллерией и врезался в скопление техники противника. Отмечается место падения 1 км. южнее деревни Пори, а рядом проходит шоссе и находится деревне Лыве, которая фигурирует в задаче группам.
К сожалению, из дела старшего сержанта Кужахметова не опубликовано ничего, кроме списка братского захоронения. Но надеюсь, пройдет время и будут доступны документы на второго Героя того "огненного тарана".
Факт тарана колонны был подтвержден очевидцами из состава группы и вполне соответствует тому, как это было описано в фронтовой газете и воспоминаниях сослуживцев Виктора. И пусть младшего лейтенанта Виктора Щепалина и старшего сержанта Хакима Исламбека Кужахметова не наградили за этот Подвиг, мы их будем чтить и помнить всегда.
Благодаря публикуемым документам мы сейчас можем более полно восстановить картины происходившего в годы Великой Отечественной войны. Закрыть больше белых пятен в истории того героического поколения.
К сожалению, дом Виктора Щепалина был снесен новыми собственниками, а на его месте развернута стройка. Вместе с домом пропала и памятная табличка. И на мой взгляд, на новом строении нужно повесить новую доску, чтобы люди помнили, что здесь родился парень, который не пожалел ради них своей жизни.
Никто не забыт, ничто не забыто!