Найти в Дзене
На родимой стороне

"Огненный" таран Виктора Щепалина

Кто родился и вырос в рабочем посёлке Ардатов Нижегородской области знают улицу Щепалина. А также помнят, что она названа в честь лётчика Виктора Яковлевича Щепалина, который в годы Великой Отечественной войны повторил подвиг капитана Гастелло. Это примерно вся информация, которую знает практически каждый из Ардатова. А кто интересуется глубже, имеет возможность узнать то, что знают и собрали краеведы. В этой статье постараюсь обобщить информацию, уже имеющуюся по Виктору Яковлевичу и сделать выводы на основе вновь опубликованных документов. В этом мне поможет сайт "Память Народа". Будут использованы и другие ресурсы с информацией о воинских частях и военных училищах. Приступив к рассмотрению биографии Щепалина можно сказать следующее, что материала катастрофически мало. Основу составляют, про довоенный период, рассказы его матери, а военная биография раскрывается только в момент совершения Подвига. Белыми пятнами можно назвать его обучение в Военных авиационных школах пилотов
Оглавление

Кто родился и вырос в рабочем посёлке Ардатов Нижегородской области знают улицу Щепалина. А также помнят, что она названа в честь лётчика Виктора Яковлевича Щепалина, который в годы Великой Отечественной войны повторил подвиг капитана Гастелло.

Это примерно вся информация, которую знает практически каждый из Ардатова. А кто интересуется глубже, имеет возможность узнать то, что знают и собрали краеведы.

В этой статье постараюсь обобщить информацию, уже имеющуюся по Виктору Яковлевичу и сделать выводы на основе вновь опубликованных документов. В этом мне поможет сайт "Память Народа". Будут использованы и другие ресурсы с информацией о воинских частях и военных училищах.

Приступив к рассмотрению биографии Щепалина можно сказать следующее, что материала катастрофически мало. Основу составляют, про довоенный период, рассказы его матери, а военная биография раскрывается только в момент совершения Подвига. Белыми пятнами можно назвать его обучение в Военных авиационных школах пилотов и нахождение на фронте с июля 1944 по 14.09.1944.

Родился Виктор Яковлевич Щепалин 08.06.1920 года. До службы в армии, а призван он был в 16.08.1940 года, успел закончить школу и два курса ВУЗа. Поработать в г. Выкса.

Первым штрихом его характера можно назвать воспоминания матери о том, что еще до армии у него были значки Осоавиахима и Ворошиловского стрелка. Многие ребята хотели их получить, но для этого требовалось сдать четкие нормативы. А это достигалось только упорством и тренировками.

Виктор Яковлевич поступил в авиационную школу. И казалось бы, согласно "ПРИКАЗА ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПОРЯДКА КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВУЗОВ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ И УЛУЧШЕНИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ЛЕТНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА № 080 3 марта 1941 г."

Во исполнение постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 25 февраля 1941 г., обучение в высшей школе лëтчиков, даже по мирным меркам, должно было у него занять 2 года, а по военным 1 год. Т. е. как минимум к началу 1942 года Виктор Щепалин должен был попасть на фронт.

Это показалось странным, что только к лету 1944 года он закончил ВАШП.

Но всему оказалось объяснение. Из опубликованных документов становится ясно, что обучение Виктор начал как лëтчик бомбардировочной авиации, а с зимы 1942 года пересел на штурмовик Ил-2. Это "красной" линией проходит через всë его обучение.

Такое фото прислал Виктор своей матери из школы пилотов. Яндекс Картинки
Такое фото прислал Виктор своей матери из школы пилотов. Яндекс Картинки

Судя по учëтной карточке военнослужащего, первым местом, с 08.1940-по 01.1941, была Петрозводская ВАШП. Судя по имеющейся информации она готовила пилотов на самолётах Р-5, СБ. Но к лету 1941 года данная школа была расформирована. И возможно молодой набор из-за этого, зимой 1941 года, перевели в Краснокутскую ВАШП бомбардировщиков. Там Щепалин обучался до 20.06.1941, от куда и был переведён в Оренбургскую область, где его зачислили в 3-ю Чкаловскую ВАШП, которая также готовила кадры для бомбардировочной авиации, а уже к февралю 1942 года школа перешла на обучение лëтчиков-штурмовиков.

Из этой информации можно выделить следующие моменты:

1. Виктор был достаточно образованным молодым человеком. Парадокс заключается в том, что самый технически подготовленный лëтный состав, это именно в бомбардировщики. И любой исследователь авиации скажет, что для подготовки истребителя требуется меньше и времени, и затрат. Ведь только бомбардировщики могли реально повлиять на боевую обстановку на том, или ином участке фронта.

2. С учётом того, что бомбардировочная авиация понесла серьёзные потери в начале войны, новые кадры могли оказаться не у дел. И именно в это время обозначился серьëзный запрос на штурмовики, которые смогли стать эффективным тактическим оружием ближних тыловых коммуникаций и переднего края. Поэтому все силы бросили на переобучение.

Письмо от 30 октября 1942 года:

       "Здравствуйте, Шура и мама! Шлю вам сердечный привет с наилучшими пожеланиями. Я очень редко пишу письма, но вы обо мне не беспокойтесь. Я жив и здоров. Теперь мы разместились по казармам в бывших помещениях здешнего совхоза. Расселились очень плотно. В небольшой комнате нас живёт 60 человек на двухэтажных общих нарах. В общем, тепло, но удобств никаких нет. Столовая очень мала. С обеспечением продуктами не совсем всё в порядке. Но учитывая обстановку приходится мириться. Мы стремимся на фронт. Говорят, потерпите, придёт и ваше время. Всё перестраивается на военный лад, на боевую готовность в любое время. Положение нашей страны очень тяжёлое. Враг стальной лавиной прёт, не считаясь со своими потерями. Но у него не хватит до конца пороха. Он истечёт кровью. Война принимает затяжной характер. Москву и Ленинград наши воины не сдадут. Победа будет за нами.

Мама! Наконец-то я шлю вам свою фотографию. Привет всем родным и знакомым. Виктор".

Из письма к матери Виктор указывает, что освоил пять типов самолëтов. А также, что многие с кем он учился уже воюют на фронте. И только командование не торопит график обучения.

Эти комментарии тоже важны и для понимания переживаний молодого человека и для характеристики общей обстановки. Даже в самый тяжёлый период 1941-1943 годов молодых лëтчиков стараются сберечь и не бросаются кадрами. Это подрывает популярный сейчас тезис о том, что войну выиграли, закидав трупами.

Ил-2 в атаке Яндекс Картинки
Ил-2 в атаке Яндекс Картинки

Что же касается пяти типов самолëтов, то можно предположить четыре с большей уверенностью: По-2, Р-5, СБ, Ил-2. И в плане гипотезы ТБ-3.

Но всякое обучение имеет конец и в июле 1944 года, младший лейтенант Виктор Щепалин совершает перелëт на своëм Ил-2 в г. Чугуев(Украинская ССР), в распоряжение 7-го штурмового авиационного корпуса (ШАК).

Зачислен в 206-ю штурмовую авиационную дивизию (ШАД), в 503-й штурмовой авиационный полк (ШАП).

Если мы откроем историю боевых действий 7-го ШАК, то увидим, что в момент прибытия Щепалина он находился в периоде доукомплектования и отдыха, после участия в боях апреля-мая 1944 года по освобождению Крымского полуострова и города Севастополь. И только в августе 1944 года был переведён в состав 3-го Прибалтийского фронта. Первые бои начались с 21.08.1944 года во время Тартуской операции, а в дальнейшем с 14.09.1944 началась Прибалтийская стратегическая операция. В частности, для 67-й армии, которую прикрывал 7-й ШАК, это была Рижская операция. 503-й ШАП производил вылеты с аэродрома Канарику.

Лётчики 503-го ШАП на аэродроме Канарику. Эстония сентябрь 1944 год.
Лётчики 503-го ШАП на аэродроме Канарику. Эстония сентябрь 1944 год.

Если мы примем во внимание, что лётчики-штурмовики активно участвовали в этих двух наступлениях Красной Армии, то к 14.09.1944 у Виктора Щепалина уже был определенный опыт и он измерялся как минимум несколькими боевыми вылетами.

14.09.1944 года у Виктора Яковлевича было два вылета. Основными действиями полка были штурмовки колон техники противника, мест сосредоточения артиллерии. В 12.30 в дивизию поступили дополнительные распоряжения. В воздух поднялось 4 группы Илов с разными заданиями: 1 группа в 14.00, 2 группы в 15.00 и 1 группа в 16.00.

Донесение о потерях за 14.09.1944 в жбд 206-ой ШАД. Сайт Память Народа
Донесение о потерях за 14.09.1944 в жбд 206-ой ШАД. Сайт Память Народа

Если внимательно приглядеться к задачам и сравнить район падения Ила, которым командовал Щепалин, с районом действия боевых групп. То более вероятным было, что он участвовал в вылете в 15.00.

В боевом донесении о потерях за 14.09.1944 года подтверждается, что экипаж мл. лейтенанта Щепалина Виктора Яковлевича и стрелка старшего сержанта Кужахметова Хакима Исамбека был подбит над целью зенитной артиллерией и врезался в скопление техники противника. Отмечается место падения 1 км. южнее деревни Пори, а рядом проходит шоссе и находится деревне Лыве, которая фигурирует в задаче группам.

ЖБД 206-й ШАД за 14.09.1944 сайт Память Народа.
ЖБД 206-й ШАД за 14.09.1944 сайт Память Народа.

К сожалению, из дела старшего сержанта Кужахметова не опубликовано ничего, кроме списка братского захоронения. Но надеюсь, пройдет время и будут доступны документы на второго Героя того "огненного тарана".

Факт тарана колонны был подтвержден очевидцами из состава группы и вполне соответствует тому, как это было описано в фронтовой газете и воспоминаниях сослуживцев Виктора. И пусть младшего лейтенанта Виктора Щепалина и старшего сержанта Хакима Исламбека Кужахметова не наградили за этот Подвиг, мы их будем чтить и помнить всегда.

Благодаря публикуемым документам мы сейчас можем более полно восстановить картины происходившего в годы Великой Отечественной войны. Закрыть больше белых пятен в истории того героического поколения.

К сожалению, дом Виктора Щепалина был снесен новыми собственниками, а на его месте развернута стройка. Вместе с домом пропала и памятная табличка. И на мой взгляд, на новом строении нужно повесить новую доску, чтобы люди помнили, что здесь родился парень, который не пожалел ради них своей жизни.

Никто не забыт, ничто не забыто!

Понравилась статья? Подписывайтесь и читайте уже опубликованные материалы!!!

А также ставьте лайки, поддержите канал!