Найти в Дзене

Лучизм в картинах М.Ф. Ларионова. "Дамы стояли в очереди за таким боди-артом"

Михаил Федорович Ларионов - русский художник, живописец, график, сценограф, теоретик искусства, один из основоположников русского авангарда, создатель одного из первых направлений авангардной живописи - лучизма. Биография Извините, но куда ж без биографии:) Родился 22 мая 1881 близ Тирасполя в семье военного фармацевта и дочери местного землевладельца. В возрасте 14 лет Михаил Ларионов переехал с семьёй в Москву - сначала на Чистые пруды, затем в дом в Введенском переулке. Мать занималась живописью, и все трое её детей унаследовали эту страсть: художником был и погибший в Первую мировую войну брат Иван, и сестра Ксения также прекрасно знала современную живопись. Образование В 10 лет Михаил Ларионов поступил в училище Воскресенского - одно из самых известных учебных заведений Москвы. В отличие от официальной гимназической программы, здесь делался упор на математику, физику, химию. Затем Ларионов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на обще образовательное отделен
Оглавление

Михаил Федорович Ларионов - русский художник, живописец, график, сценограф, теоретик искусства, один из основоположников русского авангарда, создатель одного из первых направлений авангардной живописи - лучизма.

Биография

М.Ф. Ларионов
М.Ф. Ларионов

Извините, но куда ж без биографии:)

Родился 22 мая 1881 близ Тирасполя в семье военного фармацевта и дочери местного землевладельца. В возрасте 14 лет Михаил Ларионов переехал с семьёй в Москву - сначала на Чистые пруды, затем в дом в Введенском переулке.

Мать занималась живописью, и все трое её детей унаследовали эту страсть: художником был и погибший в Первую мировую войну брат Иван, и сестра Ксения также прекрасно знала современную живопись.

Образование

В 10 лет Михаил Ларионов поступил в училище Воскресенского - одно из самых известных учебных заведений Москвы. В отличие от официальной гимназической программы, здесь делался упор на математику, физику, химию. Затем Ларионов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на обще образовательное отделение. Здесь он находит друзей и единомышленников, знакомится с Владимиром Маяковским, встречает будущую жену — художницу Наталию Сергеевну Гончарову.

Н.С. Гончарова
Н.С. Гончарова

В 1903 году Ларионов и Наталья Гончарова стали жить вместе и в том же году совершили своеобразное "свадебное" путешествие сначала в Тирасполь, затем - в Одессу. Это была их единственная совместная летняя поездка, в последующие годы Ларионов и Гончарова будут искать вдохновения каждый в местах своего детства.

Портрет Натальи  Гончаровой
Портрет Натальи Гончаровой

Ларионова несколько раз исключали из МУЖВЗ "за излишнее увлечение французской заразой" современной живописью французских мастеров. Он неоднократно подавал прошения о восстановлении в числе учащихся.

Как- то раз Ларионов предложил исключённым из МУЖВЗ художникам объединиться и сформировать собственную выставку. Он же придумал название для неё - "Бубновый валет"(мошенник).

После исключения из училища над художником нависла угроза трёхлетнего пребывания в казармах в качестве солдата. В конце 1910 он подаёт в Совет МУЖВЗ прошение о присуждении ему звания художника и наконец заканчивает учёбу. В 1910-1911 Ларионов всё же оказывается на военной службе, но в качестве офицера.

Служил он сначала в Кремле, затем - под Петербургом. Служба не занимала всего времени, поэтому художник успевал не только бывать в музеях и устраивать выставки, но и писать картины. Новые впечатления вылились в знаменитую "Солдатскую серию".

Лучизм

8 декабря 1911 года Михаил Ларионов организовал свою однодневную художественную персональную выставку. На ней было показано 124 картины. Выставка вызвала большой интерес. Почти все газеты, которые вообще интересовались искусством, опубликовали свои отклики. Красной нитью во всех рецензиях проходила одна и та же мысль: это художник, который совершенно необычно эволюционирует, развивается. И оценили эту эволюцию почти все рецензенты негативно. Даже придумали для нее название — «прогрессивный паралич» (так называлась одна из статей). Так же, как у больного человека постепенно отнимаются органы чувств, у Ларионова, считал рецензент, отнимаются в его искусстве последовательно рисунок, эстетическое чувство, колорит, сюжет.

Алкоголик, 1910-е
Алкоголик, 1910-е

Критики указывали на переход художника от поэтического высокого, от красоты — к низменному, к бытовому, к уродливому, к тому, что не попадало раньше в искусство (и, как считали люди в 1911 году, и не должно попадать в искусство).

Французские новаторы стали для Михаила Федоровича трамплином. Он создает кардинально новое направление — лучизм. Критики, только свыкшиеся с его картинами в жанре неопримитивизма, снова в недоумении. «Где запечатленная природа? Где мгновения жизни? Где прекрасные женщины?», — безуспешно вопрошают они, а Ларионов отвечает, что для этого человечество уже изобрело фотоаппарат, и пишет «лучистые картины».

Новое направление далеко не сразу было принято и далеко не всеми. Самой эффективной «пиар-кампанией» Ларионов и его верная спутница Наталья Гончарова признали скандал — что поделать, ничто не ново под луной. Они организовывают эпатажные выставки. Параллельно Ларионов строчит один за другим манифесты.

В «Манифесте к женщине» мастер призывает дам обн.жить гр.дь, которую следует раскрасить или татуировать. Законом мужской моды в «Манифесте к мужчинам» признается асимметрия. Пош..сть и ретроградство — носить усы: необходим один ус! И половину бороды непременно следует сбривать, а мужские ноги должны быть голыми, татуированными и в сандалиях.

Вскоре на очередной выставке «уважаемой публике» предлагается новая услуга — вас может раскрасить знаменитый Ларионов. Женщинам Ларионов предлагал раскрашивать озвученные в манифесте части тела, и дамы стояли в очереди за таким боди-артом…

Понравилось? Ставь оценку и скорее подписывайся! Дальше только интереснее!

#художники #лучизм #картины #искусство