Севастополь по праву заслужил звание города воинской славы. На его долю выпало две кровопролитные обороны - в годы Крымской войны и Великой Отечественной. В страшные годы Крымской войны севастопольцам пришлось оборонять город 349 дней. Эту оборону Севастополя 1854 - 1855 годов называют первой, в отличии от второй героической обороны города 1941 - 1942 годов.
Первая оборона Севастополя продемонстрировала способность русских войск противостоять значительно превосходившим силам антироссийской коалиции - Англии, Франции, Турции и Сардинии. Союзники рассчитывали, что город будет захвачен за неделю, однако они недооценили стойкость оборонявшихся русских войск, в ряды которых влились сошедшие на берег моряки Черноморского флота. В обороне города приняли участие и мирные жители. Осада продлилась 11 месяцев. В ходе осады союзники провели шесть массированных артиллерийских бомбардировок Севастополя с суши и моря. Кульминацией обороны города стал бой на Малаховом кургане, которому посвящена Панорама "Оборона Севастополя". Это сражение произошло 6 (18) июня 1855 года. В тот день 75-тысячная русская армия успешно отразила натиск 173-тысячного англо-французского войска. Карл Маркс отмечал: "18 июня 1855 года под Севастополем предполагалось разыграть сражение при Ватерлоо в исправленном издании и с другим исходом. Вместо этого происходит первое серьёзное поражение французско-английской армии".
Этот бой не решил судьбы Крымской войны, но он показал героизм, силу духа, самоотверженность и отвагу русских солдат. Крымская война закончилась, не принеся полной победы ни одной из воюющих сторон. В марте 1856 года был заключён Парижский мирный договор. Неудачный для России ход войны привёл к ущемлению её прав и интересов; однако контрибуцию Россия не платила; территориальные потери в итоге оказались для неё минимальны: утратив часть территорий, Россия, по статье IV Парижского договора, возвращала себе несколько городов, в том числе - Севастополь и Балаклаву.
Специально для Панорамы в Севастополе было построено здание по проекту военного инженера - подполковника Фридриха-Оскара Энберга. Это была гордость военного инженера, ведь к производству был принят его внеконкурсный проект. Эскиз здания панорамы с обозначением главных размеров был представлен Николаю II в начале 1902 года, и уже 31 июля 1902 года император утвердил проект Энберга.
Здание севастопольской панорамы решено было построить на одном из ключевых мест обороны города - на Четвёртом бастионе, на котором принимал участие в обороне Лев Николаевич Толстой в возрасте 28 лет. Оборону Севастополя Толстой описал в "Севастопольских рассказах", в которых со стороны очевидца, фактически - военного корреспондента - рассказал не только о героизме защитников города, но и о бесчеловечной бессмысленности войны.
Мраморный бюст Толстого установлен в одной из наружных ниш здания музея-панорамы в ряду других бюстов героев обороны Севастополя: Корнилова, Нахимова, Истомина, Панфилова, Мельникова, Пирогова, Новосильского, Бутакова, Хрулёва, Кошки, Шевченко, Михайловой.
В холле здания-музея установлен памятник автору Панорамы, основоположнику русского панорамного искусства, профессору класса батальной живописи Петербургской Академии художеств - Францу Алексеевичу Рубо.
Главным героем сражения Ф. А. Рубо считал народ, в прославлении его подвига он и видел основную свою задачу. Работу над панорамой художник начал в 1901 году. Приехав в Севастополь, он изучал исторические документы, знакомился с местами боев, беседовал с участниками и очевидцами событий, а затем в Петербурге создал эскиз картины. Огромное живописное полотно площадью 1610 м² писала в Мюнхене группа художников, в том числе - Шенхен, Мерте, Фрош и 20 студентов Баварской академии художеств.
"Панорама Севастополя" была доставлена в Севастополь летом 1904 года. 14 мая 1905 года, к 50-летию героической обороны города, панорама была открыта для всеобщего обозрения. Одними из первых её посетителей были ветераны севастопольских сражений, которых удивила и растрогала доподлинность воспроизведённых событий.
Композиционный центр Панорамы - Малахов курган, на котором происходят самые отчаянные сражения. На дальнем плане Панорамы изображены виды Севастопольской бухты, на фоне которой на Малаховом кургане ведётся ожесточённый бой защитников Севастополя с атакующими войсками неприятеля. На предметном плане Панорамы можно рассмотреть реконструированные окопы, разрушенные взрывом блиндажи, предметы быта полевой кухни, тлеющие брёвна, сливающиеся на переднем плане с полотном, на котором изображены батальные сцены. Реконструкция выполнена так искусно, что переход от масштабных предметов к изображённым практически незаметен.
Народные герои обороны Севастополя, такие как матрос Трофим Александров из батареи Сенявина, сестра милосердия Графова и Даша Севастопольская, прорисованы тщательнее боевых офицеров, к примеру - адмирала Нахимова и генерал-майора Юферова - начальника войск Малахова кургана.
Все эти героические персонажи - реальные участники обороны Севастополя. Известны не только судьбы боевых генералов, но и подробности жизни многих других участников обороны, например - Даши Севастопольской. Её настоящая фамилия - Михайлова. Дашей Севастопольской её окрестила народная молва, под этим именем она сохранилась в воспоминаниях врачей - участников войны. И только недавно, в Центральном военно-историческом архиве были найдены документы на имя Дарьи Лаврентьевны Михайловой.
Во время обороны Севастополя Дарья Михайлова, потерявшая отца во время Синопского сражения в 1853 году, на свои средства оборудовала первый походный перевязочный пункт. У неё в повозке нашлось белье для перевязки и вино для подкрепления ослабевших.
За свой подвиг во время войны Даша Севастопольская была награждена императором Николаем I золотой медалью с надписью "За усердие" на Владимирской ленте для ношения на груди. Сверх того, ей было даровано пятьсот рублей серебром и заявлено, что государь пожалует ей тысячу рублей после замужества.
Во время войны Дарья вышла замуж за рядового Максима Хворостова и получила тысячу рублей серебром на обустройство быта, обещанные императором Николаем I. После свадьбы семья купила трактир в посёлке Бельбек, но спустя годы, овдовев, Дарья вернулась в Севастополь. На Корабельной стороне города она прожила до конца дней.
На живописном полотне Панорамы запечатлён и знаменитый хирург Пирогов Николай Иванович. Он изображён на первом плане, у перевязочного пункта Малахова кургана. Пирогов во время осады Севастополя находился на передовой, оперировал, перевязывал раненых и руководил обучением и работой сестёр милосердия Крестовоздвиженской общины. Он распределил их на четыре группы: первая группа занималась перевязкой раненых; вторая - аптекой; третья - готовила еду, занималась уборкой и контролировала интендантов; четвёртая - сопровождала раненых до госпиталя. Это было нововведением по тем временам. Пирогова заслуженно называют основоположником военно-полевой хирургии. За заслуги в оказании помощи раненым и больным во время этой войны Пирогов был награждён орденом Святого Станислава 1-й степени.
После смерти в 1881 году всемирно известного учёного, его тело разрешили не предавать земле, а оставить нетленным, „дабы ученики и продолжатели благородных и богоугодных дел Н. И. Пирогова могли лицезреть его светлый облик“. Забальзамированное тело Пирогова было погребено в усыпальнице в его усадьбе Вишня (ныне - часть Винницы). В 1940 году при вскрытии гроба с телом Пирогова было обнаружено, что останки тела мумифицировались. Тело из гроба не извлекали. Основные мероприятия по сохранению и восстановлению тела планировались на лето 1941 года. В начале Великой Отечественной войны при отступлении советских войск саркофаг с телом Пирогова был скрыт в земле и при этом повреждён. Впоследствии саркофаг был откопан, отреставрирован, а тело Пирогова было вновь забальзамировано.
Сейчас тело Пирогова находится в гробнице, в крипте - на цокольном этаже православного храма, в застеклённом саркофаге.
Во время Великой Отечественной войны спасать пришлось и грандиозную Панораму - во время второй обороны Севастополя. 25 июня 1942 года во время бомбардировки и артиллерийского обстрела в здание Панорамы попали бомбы. Загорелось живописное полотно. Борьба за спасение картины длилась около двух часов. Только героическими усилиями моряков-черноморцев и солдат, бросившихся в огонь, удалось спасти 86 отдельных частей картины. Ночью 27 июня уцелевшие фрагменты произведения были погружены на последний корабль, прорвавшийся в осаждённый город - эсминец "Ташкент". На его борту разместились также 2000 человек - раненые, женщины и дети. В невероятно трудных условиях, под непрекращающейся бомбёжкой немецких самолётов, героическому экипажу корабля во главе с его командиром Ерошенко удалось доставить людей и ценный груз в Новороссийск. Но трюмы, где находились фрагменты картины, оказались затоплены. Специальной комиссией было установлено, что спасены две трети картины, но состояние полотна затрудняло его реставрацию.
Сразу же после окончания войны возрождение панорамы было включено в пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР. Эта почётная миссия возлагалась на группу художников под руководством академика живописи В. Н. Яковлева. После его смерти группу возглавил академик живописи П. П. Соколов-Скаля. Советские художники восстанавливали панораму на основании реставрированных фрагментов, фотографий, авторских этюдов, старых буклетов и других сохранившихся документов. Как и Франц Рубо, они непосредственно с Малахова кургана сделали большое количество зарисовок и этюдов, впоследствии составивших точный композиционный рисунок панорамы. В процессе работы рождалось много новых художественных решений. Предметный план был обогащён жанровыми сценами "Кок в землянке" и "Денщик у бочки с водой". Несколькими новыми эпизодами пополнилось и живописное полотно.
К 100-летию первой героической обороны Севастополя, 16 октября 1954 года, Панорама вновь была открыта.
В этом году Панораму в очередной раз обещают закрыть на реконструкцию. По словам служителей музея, само здание Панорамы давно пора реставрировать. Бесконечные протечки наносят живописному полотну непоправимый ущерб. Возможно, музей закроют в конце этого туристического сезона. Но не исключено, что экскурсоводы рассказывают о скором закрытии музея только для привлечения посетителей. Но мы не пожалели, что посетили музей-панораму. В тот же день, во время однодневной экскурсии в Севастополь, мы успели осмотреть историко-археологический музей-заповедник Херсонес Таврический, экспозицию военной техники на Сапун-горе и прокатились на экскурсионном кораблике по Севастопольской бухте. О Херсонесе Таврическом можно прочитать в моей предыдущей статье, о Сапун-горе и Севастопольской бухте я расскажу в ближайшее время. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.