Найти в Дзене
Олеся  Орленко

Олаф Шольц продолжит линию Шрёдер-Меркель

С одной стороны, министр финансов воплотил в себе образ провиденциалистского государства и человека, способного обеспечить безболезненную преемственность старого курса. С другой – своей победой он обязан ожиданиям избирателей, желающих перемен.

Результатами голосования Олаф Шольц обязан противоречию, которое обычно невозможно разрешить. С одной стороны вице-канцлер и уходящий министр финансов представляется лучшим преемником канцлера Меркель. Тем временем его предвыборная кампания в СДПГ была левой, и обозначала значительное дистанцирование от большой коалиции.

Будущий канцлер сумел убедить избирателей, что он достоин называться настоящим политиком. А также что он способен продолжить дело Ангелы Меркель. Это видно даже на его предвыборных афишах. Его позы и жесты в чём-то копируют её мимику и движения. Сразу приходит на ум знаменитая фотография Меркель в красном костюме и с пальцами, сложенными ромбиком на поясе с подписью «Лучший канцлер Германии». Также ему на руку играла всё более яркая кампания перед выборами в Бундестаг.

Над Шольцем, бывшим мэром Гамбурга, потешались за его очень скромный вид и косноязычие. Зато он никогда не отклонялся от своей цели.

«Людей делают их привычки», любит он повторять эту немецкую поговорку. Несомненно, это пришлось по вкусу значительной части избирателей, которые боятся неведения, наступающего после эры Меркель. Но даже этим нельзя объяснить его столь значимый успех на вчерашних выборах в Германии. Ведь ещё весной по данным соцопросов за Шольца готовы были проголосовать лишь 15 % опрошенных. Так что подъём [до 25%] весьма значителен.

Выполнит ли новый канцлер предвыборные обещания?

Несомненно, этот успех – следствие также избирательной кампании СДПГ. Обещания установить МРОТ в 12 евро в час, вернуть налог на состояние, обещания бороться с бедностью, в которой оказалась значительная часть рабочих. Все эти положения возродили интерес людей к социалистам. Поэтому в выборах участвовало многие, кто раньше воздерживался от голосования.

Но положение Олафа Шольца не такое безоблачное. Будучи генеральным секретарём СДПГ в 2002–2004 гг., он энергично выступал в поддержку антисоциальных и фискальных реформ канцлера Шрёдера. Они, в свою очередь, способствовали быстрому развитию «рейнского капитализма» и открытию доступа для англо-саксонской финансиализации. На протяжении существования трёх правительство большой коалиции, то есть, 12 лет правления Меркель, Шольц успел побыть министром труда. Затем в качестве министра финансов продолжил болезненные для общества экономические перемены, начавшиеся в начале 2000-х гг. Так что есть все основания полагать, что и в этот раз он продолжит линию Шрёдер-Меркель.