У учёных есть разные мнения по этому вопросу:
1. По мнению большинства учёных, эти слова синонимичны.
2. Они отличаются друг от друга.
С помощью Аллаха мы раскроем суть этого вопроса.
Слово нафс (душа) имеет несколько значений:
1. Рух (дух, душа). Аль-Джавхари говорил: «Нафс – это рух». Арабы говорят: «Хараджат нафсух – его душа вышла».
2. Кровь. Арабы говорят: «саалят нафсух – у него потекла кровь». В одном из хадисов, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если в воде умерло насекомое с нетекучей кровью (ма ля нафса ляху са’иля), то оно не загрязняет воду».
Слово «нафс» в Коране зачастую употребляется в значении «личность»:
Всевышний сказал:«Когда вы входите в дома, то приветствуйте себя (анфусикум)» (Коран 24/61);
«Не убивайте самих себя (анфусакум)» (Коран 4/29);
«В тот день каждый человек (куллю нафс) придет и будет препираться за себя (нафсиха)» Коран 16/111);
«Каждая душа (куллю нафс) является заложником того, что она приобрела» (Коран 74/38).
Помимо этого, слово «нафс» иногда употребляется в значении «душа»: Всевышний сказал:
«О обретшая покой душа (нафс)» (Коран 89/27);
«…Отдайте свои души! (анфусакум)» (Коран 6/93);
«и удерживал себя (нафса) от страстей» (Коран 79/40);
«Душа человека (нафса) повелевает зло» (Коран 12/53).
Что касается слова «рух», то она никоим образом не обозначает тело. В Коране слово может указывать на сам Коран, который Аллах ниспослал Своему Пророку. Всевышний сказал: «Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) из Нашего повеления» (Коран 42/52).
Слово «рух» также используется в значении «Откровение», которое Аллах ниспослал Своим пророкам и посланникам. Всевышний сказал:
«Он (Аллах) ниспосылает дух (Откровение) со Своими велениями тем из Своих рабов, кому пожелает, чтобы предупредить о Дне встречи» (Коран 40/15);
«Он (Аллах) ниспосылает ангелов с духом (Откровением) по Своему повелению тому из Своих рабов, кому пожелает: «Предостерегайте тем, что нет божества, кроме Меня. Бойтесь же Меня» (Коран 16/2).
Откровение Аллаха было названо «рух» (духом), потому что жизнь может стать счастливой и полезной только с ним (с Откровением). Само слово «рух» (дух, душа) указывает на то, что тело живет до тех пор, пока в нем есть душа. Эквивалентом слова «рух» являются такие слова, как:
- «рих» - ветер, который способствует появлению жизни;
- «равх» - покой;
- «райхан» - базилик;
- «истираха» - отдых.
Слово «нафс» (душа) происходит от:
1. От слова «нафис» (ценный, драгоценный): душа человека драгоценна.
2. От слова «танаффаса» (дышать): душа часто выходит из тела и входит в него. Когда человек спит, она выходит; когда он просыпается – душа возвращается. Когда человек умрет, она полностью выйдет из тела.
Разница между «нафс» и «рух» не в самой сущности понятий, а только в их качествах и свойствах. Следовательно, когда человек умрёт, можно сказать: «хараджат нафсух», «фаракат нафсух» или «хараджат рухух», «фаракат рухух» (его душа вышла, покинула его).
Следует заметить, что некоторые учёные из числа мухаддисов, факихов и суфиев говорят, что «Рух – это не нафс».
Мукатиль ибн Сулейман говорил: «У человека есть хайат (жизнь), рух (дух) и нафс (душа). Когда человек спит, его нафс (душа), благодаря которому он мыслит и понимает происходящее вокруг, выходит из тела. Во время сна нафс (душа) не полностью отделяется от тела, связь между телом и душой сохраняется. Душа обладает светом, спящий человек видит сон своей душой, вышедшей из его тела. Во время сна его жизнь и дух остаются с ним. Он дышит и шевелится с помощью духа. Когда же спящий человек начинает двигаться во время сна, его нафс (душа) возвращается к нему в мгновение ока. Если же Аллах захочет умертвить спящего человека, то Он удержит его вышедшую из тела душу».
Мукатиль ибн Сулейман также сказал: «Когда человек спит, его душа выходит из него и поднимается. Если она видит сон, она приходит к духу и рассказывает его. Дух в свою очередь рассказывает это сон сердцу. По пробуждении утром человек знает, что он увидел во сне».
Абдуллах ибн Манда сказал: «Определения «руха» (духа) и «нафса» (души) этих учёных противоречивы».
Некоторые учёные говорят: «Душа – из глины и огня. Дух – светлый».
Некоторые другие учёные говорят: «Дух – божественное, а душа – человеческое».
Некоторые другие учёные говорят: «Дух – это не душа, душа – это не дух. Сила души зависит от духа. Душа – это облик человека, в ней смешаны страсть и похоть. У человека нет более сильного врага, чем его нафс (душа). Душа желает и любит только мирское, а дух призывает и побуждает душу ставить в приоритет жизнь вечную. Страсть следует за душой, а шайтан следует за душой и страстью».
Некоторые другие учёные говорят: «Дух – от повеления Аллаха и только Он Сам знает о нём».
Мнения этих учёные также противоречивы по поводу того, умрет ли «рух» (дух) после смерти тела или нет:
Некоторые из них говорят, что «Дух не умрет и не исчезнет».
Некоторые другие говорят, что «Дух имеет облик подобный человеческому. У духа есть руки, ноги, глаза, слух, зрение и язык».
Некоторые другие говорят: «У верующего человека три духа, а у неверующего человека и лицемера – один дух».
Некоторые другие говорят: «У пророков и правдивых людей пять духов».
Достоверным мнением является то, что нафс (душа), который умирает и которого возьмут ангелы – это один дух (рух).
Дух, которым Аллах поддерживает Своих друзей (верующих рабов) – другой дух. Аллах сказал о нем: «Аллах начертал в их сердце веру и укрепил их духом от Него» (Коран 58/22). Этим же духом Аллах поддержал Ису (Иисуса) сына Марьям. Аллах сказал: «Аллах скажет: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Помни о милости, которую Я оказал тебе и твоей матери. Я поддержал тебя Святым Духом (Джибрилем)» (Коран 5/110).
Аллах по Своей воле может ниспосылать некоторым из Своих рабов другого духа, помимо того духа, который находится в их теле.
Что касается силы, находящейся в человеческом теле, то она также называется духом. Некоторые говорят: «Видящий дух, слышащий дух, чувствующий дух и т.д.». Этот дух – сила, которая заложена в теле. Он умрет, когда умрет тело. Этот дух смертен. Иногда слово дух несет особый смысл: сила познания Аллаха, стремления и любви к Нему, и сила желания достичь Его довольства.
Если дух потеряет свою силу, то он станет подобен телу без души. Поэтому люди говорят: «У этого человека сильный дух, а тот – слабый духом. Следует знать, что дух может быть в знании и искренности, в любви и покаянии, в уповании и правдивости. Люди отличаются друг от друга своими духами. У некоторых преобладает добрый дух, и они становятся духовными людьми. У некоторых других преобладает дурной дух, и они становятся похожими на животных.
Источник
Опубликовано (по всем вопросам): muslimlife.info
Продолжение: Глава 21. Душа — одна или их несколько? (I)
Предыдущие главы:
Глава 1. Знают ли умершие люди, что их могилы посещают живые?
Глава 2. Встречаются ли души умерших праведных людей друг с другом?
Глава 3. Души мёртвых и живых людей встречаются друг с другом
Глава 4. Умирает ли душа, подобно телу?
Глава 5. Как душа мёртвого человека может узнать душу другого человека?
Глава 6. Душа человека возвращается в тело при допросе в могиле
Глава 7. Ответ тем, кто отрицает существование мучений в могиле
Глава 8. В чём мудрость того, что в Коране явно не упомянуто о мучениях в могиле?
Глава 9. Некоторые причины, по которым человек будет наказан в могиле
Глава 10. Причины, по которым люди могут быть спасены от мучений в могиле
Глава 11. Категории, которые будут подвергнуты допросу в могиле
Глава 12. Будет ли допрос в могиле проводиться только над общиной Пророка Мухаммада или над общинами всех Пророков?
Глава 13. Будут ли дети допрошены в могиле?
Глава 14. Длятся ли мучения в могиле вечно?
Глава 15. Где находятся души умерших людей до Судного Дня?
Глава 16. Могут ли живые люди своими делами принести пользу мёртвым?
Глава 17. Сотворена ли душа?
Глава 18. Что было сотворено раньше: душа или тело?
Глава 19. Что такое нафс (душа)?
Мы в соцсетях:
Facebook
Telegram
Instagram
Youtube
VK