Найти тему
Дзен викторины

14 фантастических советских зданий

14 фантастических советских зданий, дом-сказка стал благодаря своей необычности классическим образцом рационального советского решения. "Загородный дом из металла и стекла", как его назвали в одном из литературных журналов, в 1970-х годах стал шедевром современной архитектуры.

В 1970 году, когда дом для посольства под Ленинградом, ныне Санкт-Петербург, был возведен в рекордные по тем временам сроки в рекордном для Москвы и Ленинграда месяце (август), Жолтовский окончил Московский архитектурный институт и был принят в Союз архитекторов СССР.

Но все же главным делом Жолтомского были не здания, для которых архитекторы черпали вдохновение из широко представленной мировой архитектуры или сверяли с ней свои идеи, а создание собственного стиля, обусловленного мировоззрением Жолтоского, его представлением об архитектуре как о чистой форме искусства, в том смысле, что она должна быть безупречна по технике и "магически" воздействовать на зрителя. Сам Жолтойский признавал, что его "гипнотичность" во многом связана с профессионализмом как самих архитекторов, так и их учеников. "Я успешно создавал общественные и промышленные здания, однако не все мои подопечные воспринимали это как задачу, - признавал Жолтому, - и тем более не все до конца понимали их назначение. К тому же, все мы росли в эпоху, когда об архитектуре, как и о живописи, не говорили. Немало сил и энергии потребовалось мне для того, чтобы время от времени снова и снова приводить процесс обучения в соответствие с реальным историческим развитием...". "Я считаю, что архитектор, - писал он позднее, - должен знать не только технику, но и духовный мир людей. Если он реализует это на практике, у него непременно получится нечто красивое и чистое".

Архитектура конца XX века, построенная в соответствии с новой идеологией, порожденной крушением социалистического строя, имеет немало общего со стилем Жолтого. И тот, и другой стиль, как это ни странно, выводят своего рода "золотое сечение" композиции. Оба мастера вдохновлялись классическими символами и мотивами, реальными историческими образами, но их интересовала не только историческая среда, но также и физическая, эмоциональная, духовная, внутренняя жизнь человека, воплощенная в красоте. Как и при создании своего собственного стиля в начале XX века они исходили из идеи прекрасного, однако "чистоту" как раз и усматривали в соответствии форм определенным внутренним смыслам.

Одновременно с преобразованием архитектурного сознания советско