Найти тему

Старое хорошее кино - «Рассчитаемся после смерти» (1947)

Если не знаешь, что посмотреть, посмотри старое классическое кино. Тут подойдет любой кинематограф: американский, французский, советский. Так я и поступаю время от времени и сейчас хочу обмолвиться о фильме 1947 года Dead Reckoning или «Рассчитаемся после смерти». Главную роль сыграл наш любимый Хамфри Богарт, который признан Американским институтом киноискусства лучшим актером в истории американского кино. Главная женская роль была исполнена прекрасной Лизабет Скотт.

Нуар картина начинается с того, что Рип Мёрдок (Хамфри Богарт) убегает от преследования и забегает в местную церковь. Там он натыкается на священника, который судя по военной форме, как и главный герой, недавно воевал на фронтах Второй Мировой войны. Рип просит святого отца о помощи и рассказывает свою историю. Большая часть фильма это рассказ Мёрдока о событиях последних нескольких дней.

После завершения войны, два друга парашютиста Рип Мердок и Джонни Дрейк (в исполнении Уильяма Принса) срочно и без объяснения причин вызываются на родину. После приземления самолета их проводили до поезда, где выясняется, что солдат представили к награде и должны об этом напечатать в газете. Рип воспринял полученную информацию спокойно и с иронией, а Джонни напрягся и сказал, что награда ему не нужна.

-2

На первой станции, где поезд простоит всего пять минут, героев хотели запечатлеть для местной газеты. Рип уже вышел к репортерам для фото, как понял, что его друга нигде нет. Мгновением спустя, Мердок увидел, как Джонни запрыгивает на другой поезд и небрежно салютует своему товарищу. Эта ситуация не на шутку встревожила нашего героя и он задался целью выяснить, что послужило причиной такого поведения своего брата по оружию. Кроме того, чуть ранее в поезде, Рип случайно увидел на университетском значке друга имя «Джон Джозеф Престон». Получается его товарищ завербовался в армию под вымышленным именем?

Мёрдок отправляется в Галф-сити, родной город Джонни и селится в местной гостинице. Там он получает записку, где написано слово «Джеронимо». Если верить информации в Интернете, то с выкриком «Джеронимо!» прыгают с самолета американские воздушные десантники. Своим происхождением традиция обязана вождю апачей Джеронимо (1829-1909), имя которого наводила на белых поселенцев такой страх, что стоило кому-нибудь крикнуть: «Джеронимо!», как все выпрыгивали в окна.

-3

Наш герой понимает, что записку оставил Джонни и решил дождаться его звонка. Время все шло, но товарищ так и не вышел на связь. Случайно поймав на радио полицейскую волну, Рип услышал, как в автокатастрофу попал человек, которого опознать не удалось. Мёрдок, прикинувшись сотрудником службы розыска пропавших людей, приходит в морг и опознает обгоревший труп своего друга по расплавившемуся университетскому значку. Становится понятно, что Джонни был убит и найти убийцу это дело чести.

Из газет, которые были в шиты в местный архив, удалось выяснить, что в 1943 году был убит богатый бизнесмен по фамилии Чендлер. В убийстве сознался Джонни Престон, который был влюблен в жену Чендлера, бывшую певицу местного клуба Корел Чендлер (ее как раз играет Лизабет Скотт). Свидетелем по делу об убийстве Чендлера был бармен местного ночного клуба Луис Орд. Тот доверительно сообщает нашему герою, что Джонни последние два дня прятался в его квартире, а потом пропал, оставив письмо для Рипа. В этот момент подходит подручный владельца клуба, не давая закончить разговор. Луис обещает письмо отдать потом. Тут же за барной стойкой Мёрдок знакомится с красавицей вдовой Корел Чендлер, в прошлом известной певицей.

-4

Красавицу просят исполнить песню на бис, а потом главный герой уговаривает Корел потанцевать. Во время танца он рассказывает ей, что Джонни погиб, после чего Чендлер со слезами на глазах возвращается за столик. В этот момент к ним подходит Мартинелли, который предлагает пройти к игровым столам. Корел с горя берет у крупье большое количество фишек и за несколько приходов проигрывает шестнадцать тысяч долларов. Рип решает помочь даме и отыгрывает всю сумму в игре в кости. Товарищ Мартинелли, который сразу видно, тот еще бандит, приглашает пару в свой кабинет пропустить по стаканчику. Выпивку приносит тот самый Луис, который должен отдать письмо Джонни Рипу. Всем своим видом бармен показывает, что в алкоголь что-то подмешано, но Мёрдок все равно выпивает, чтобы отвести подозрения от Луиса. Главный герой вырубается, а на утро просыпается в номере, где на соседней кровати лежит бармен со сломанной шеей и без нужного письма.

А что было дальше, узнаете сами, если вдруг вы любите старые нуар фильмы. Кино идет менее двух часов и смотрится на одном дыхании. Острый на язык герой Богарта как всегда думает, что говорит и наблюдать за этим одно удовольствие. «Извини, но его я люблю больше, чем тебя» - не стесняясь сказал Мёрдок красавице Корел, не веря ни единому ее слову, хоть и испытывая к ней какие-то чувства.

В картине применяются привычная для жанра игра света и тени, где лицо главного героя то ярко освещается, то уходит в темноту. «Рассчитаемся после смерти» в той или иной степени вызывает ассоциации с другими нуар фильмами, типа «Мальтийский сокол» или «Касабланка».