Найти тему
Томикс

Во Владимире общественники, местные жители и эксперты поговорили об актуальных городских проблемах

Это был второй владимирский урбанистический фестиваль, проводимый проектом «Владимир Будущего»

Его создателями являются «самопровозглашенные» урбанисты Сергей Егоров и Артём Черней. На их счету несколько интересных предложений для владимирской городской мэрии по улучшению и сохранению комфортной городской среды. Не раз городские чиновники вступали с открытой критикой урбанистов, на что те лишь продолжали продвигать свои идеи.

Выживший: общественный транспорт

На фестивале, который прошел в областной столице в субботу, 25 сентября т.г., было оборудовано несколько площадок, где эксперты проводили лекции и беседы на разные темы. На одной из них заместитель директора филиала службы движения ГУП «Мосгортранс» Дмитрий Грубый рассказывал о том, каким бывает современный общественный транспорт. В основном эксперт рассказывал об опыте и ошибках других крупных российских регионов и таких городов, как Москва и Белгород.

Первое, что сделал Дмитрий Грубый, дал понять, что всем угодить не получится, развивать дорожную сетку и для автомобилистов, и для общественного транспорта практически нереально. Он делает акцент на том, что общественный транспорт считается ущемленным по сравнению с личным транспортом каждого человека, поэтому если и развивать общественный транспорт, то преимущество должно быть у автобусов и троллейбусов.

«Чаще всего бывает так, что автомобилисты думают, что если у них есть автомобиль, значит у них прав больше, соответственно, ездить и парковаться они будут как захотят, устраивать пробки и носиться с такой скоростью, с какой захотят. И еще, кстати, из общего бюджета, куда мы все платим налоги, будут строить инфраструктуру чисто для них. Есть три варианта решения этого вопроса. Первый – сделать хорошо для машин, а для общественного транспорта по остаточному принципу. Места для этого не хватит, поэтому этим заниматься не надо. Есть большой соблазн стать популистом и сказать: «давайте сделаем для всех хорошо». Но для этого нужно еще больше места и это тоже не получится воплотить в жизнь. А если мы будем приоритетно развивать инфраструктуру для общественного транспорта, а для автомобилей по остаточному принципу – это получится. И поскольку это единственное, что получится – этим и надо заниматься», - начал лекцию Дмитрий Грубый.

Для развития городского транспорта эксперт предложил, в первую очередь, сделать настройку светофоров. В частности, он сказал, что светофоры должны настраиваться для общественного транспорта и пешеходов по одному принципу, а для автомобилей по-другому.

-2

Далее Дмитрий Грубый рассказал о чуждой для Владимирской области системе выделенных полос. Они дают приоритет общественному транспорту на дороге, поскольку этой полосой может пользоваться только общественный транспорт. Такая система сегодня есть в Москве, Казани, Санкт-Петербурге и Белгороде. Дорожный специалист констатировал, что сделать выделенные полосы можно в любом городе. Однако можно их сделать хорошо, а можно плохо. Для этого нужно тщательно изучать городскую среду каждого города. Поэтому под разные случаи были написаны разные технологии по внедрению таких полос.

Дмитрий Грубый не исключает феномена «транспортной реформы» в любом субъекте России, но это может произойти только когда жители сами этого захотят. Многое также зависит от решения властей. Для этого нужно, чтобы был заинтересован в реформе, как минимум заместитель мэра или вице-губернатор. Заинтересовать их могут общественные мероприятия, к примеру, тот же урбанфест, и сами общественники, если к ним будут обращаться, считает спикер..

Искусство или вандализм?

Во дворе «Рынка на Студеной» разрисовать небольшую стену разрешили трем юным художникам. Один из них Артём Козлов, 24-летний юноша, в свободное от стрит-арта время работающий в сфере продаж. Он закончил детскую школу искусств во Владимире и понял, что рисование на стенах – это то, чего хочет его душа.

-3

В компании художников состоит и 19-летняя девушка Варвара Забалуева. Помимо того, что андеграунднная художница занимается такого рода искусством, она обучает живописи и искусству других в детской школе искусств. «Томикс» пообщался с ними.

«Между вандализмом и искусством есть очень тонкая грань. Стрит-арт – это то, что заставит тебя посмотреть и задуматься, вызовет какие-то эмоции. Вандализм изначально направлен на порчу какого-либо имущества. Надпись из трех букв, которая нам всем известна, это конкретный вандализм. Любой человек, который увидит наши работы, тоже может назвать их вандализмом в силу каких-то своих внутренних убеждений, а другой скажет, что это искусство.

-4

Кто такой Бэнкси [английский художник стрит-арта, политический активист, о котором ничего неизвестно кроме его имени и картин]. Это очень популярная личность, которая со всех сторон окутана тайной. Это великий творческий человек уже при жизни попавший в историю. В его работах есть над чем задуматься, поскольку он своими работами вызывает какие-то острые обсуждения в обществе», - поделился своим мнением с «Томиксом» Артём Козлов.

Так же художники рассказали «Томиксу», что стрит-арт преодолевает постоянные реформации. Например, сейчас существует три направления, которые, как отмечают художники, надо уметь различать.

«Сейчас есть три понимания – это граффити, шрифтовая композиция и паблик-арт. То, что мы сейчас делаем это паблик-арт, поскольку акция согласованная. За ней не последует никакой ответственности», - объясняют художники.

Вероятно, вскоре отношение к уличному искусству глобально поменяется, и его признают как новое современное искусство. Но даже без признания, как «Томиксу» рассказали художники, творцы увлеченные изображением картин на стенах могут перенести свое творчество на холст, чтобы избежать полицейских преследований.

«Объедки» культурного наследия

На культурной площадке урбанфеста было сразу несколько мероприятий, разделенных на блоки. Там обсуждались проблемы сохранения наличников. Эксперты рассказывали, зачем это в принципе нужно и как реставрировать непризнанное культурное наследие. К таким объектам относится и советская мозаика, которая в последнее время подверглась «репрессиям» во Владимире. Артём Черней продемонстрировал презентацию с коллекцией мозаичных панно на фасадах зданий областной столицы, собранных на специальном сайте, созданном «Владимиром Будущего». Также инициатор идеи сохранения мозаик рассказал, в чем их уникальность и почему уже сегодня стоит задуматься над сохранением этого культурного пласта.

«Представьте, что взяли Дмитриевский собор и обнесли утеплителем. Представьте, Успенский собор, который обнесли сайдингом. Представьте, Золотые ворота, вокруг которых поставили забор из метала. Бред, да? Мы видим тоже самое. Говорят часто о преемственности традиций, о том, что надо сохранять старину, о любви к своему прошлому, предкам, говорим о патриотизме, но упускают вот это [советскую мозаику]. На мой взгляд – это недопустимо. Эта мозаика уникальна, поскольку она как ничто другое отображает традиции белокаменной резьбы. Все те традиции, которые предшествовали советскому периоду, были собранны там [в мозаике], и то, что она [мозаика] размещена на советской «панельке» это тоже характерно. Это говорит о том, что в те сложные времена, когда люди не особо задумывались об архитектурных излишествах, они находили способы и возможность сохранить традиции», - резюмировал Артём Черней.

-5

Он продемонстрировал на нескольких слайдах основные проблемы мозаик. Где-то она рассыпается, на каких-то домах ее беспощадно закрывают утеплителем, еще на нескольких уродуют строительными материалами.

Чтобы сохранить советские мозаики, необходимо внести их в особый реестр объектов культурного наследия. С этим тоже не так все легко. Для того чтобы их признать таковыми нужно проделать множество экспертиз, разработать законопроект и написать обращения к городской и законодательной власти. На всё это урбанисты готовы и ради этого они заручились поддержкой владимирских областных организаций «Союз архитекторов России», «Союз художников России», госинспекции по охране объектов культурного наследия и областной администрации.

Эксперты дали понять, что даже если мозаики признают объектом культурного наследия, надлежащий уход и реставрация для них может способствовать их разрушению. Поскольку охраняемые культурные объекты нужно реставрировать только после проделывания огромной бюрократической работы, что сейчас обрекает на медленную смерть Золотые ворота. Однако надежда есть и ее поддержал заместитель директора областного департамента архитектуры и строительства и главный архитектор Владимирской области Евгений Миронов.

«Я могу говорить долго и эмоционально об архитектуре Владимирской области. Я считаю, что волевым решением либо областной администрации, либо городской администрации можно оперативно решить проблемы с неприкасаемостью объектов культурного наследия ради их реставрации. Мое виденье, нужно составить списки домой и мозаик, которые должны реставрироваться в первую очередь. Еще, лично мое мнение, квартиры принадлежат жителям, но фасады принадлежат городу. Их может использовать кто угодно, на них смотрят тысячи людей. Но я и жителей тоже понимаю, мы не можем оставлять их в холодном помещении. Перевести мозаики тоже не совсем правильно, иначе мы потеряем тот исходный код, который изначально был заложен. Нужно искать пути утепления домов не повреждая мозаики: утеплять швы или вводить [для утепления] инъекции», - считает Миронов.

-6

В завершении бурного обсуждения сохранения мозаик урбанисты сообщили, что намерены заняться разработкой обращений в городскую и областную администрации, к депутатам Законодательного собрания, чтобы совместными усилиями решать вопрос сохранения на зданиях советских мозаик.

Оксана Прокошева