Если хотите, чтобы во взрослой жизни ребенок хорошо зарабатывал, – не рассказывайте ему о прелестях трех высших образований. Лучше почитайте вместе с ним книжку Роберта Кийосаки «Почему отличники работают на троечников, а хорошисты на государство?» Будет, над чем подумать.
И отправьте дитятю поработать в «Макдональдс». С 14 лет можно трудиться пару часов в неделю. Увидит, как работает отлаженная машина по законному отъёму денег у населения, и сможет понять – хочет он быть частью и одним из многочисленных винтиков подобной машины или нет.
Там все начинают с мытья полов. Во время этого занятия – никто не отвлекает. Возишь себе тряпкой по полу и размышляешь:
«Кем мне лучше стать?
Наёмным работником?
Государственным служащим?
Инвестором? Организатором производства?»
«Кто трусы ребятам шьет? / Ну, конечно, не пилот! / Лётчик водит самолеты – / Это очень хорошо! / Повар делает компоты – / Это тоже хорошо. / Доктор лечит нас от кори, / Есть учительница в школе. / Мамы разные нужны, / Мамы разные важны»[1].
Каждому – своё. Главное, помнить, что апельсины не растут на яблонях. Разбогатеть, работая наёмным сотрудником, практически невозможно. Если только вы не топ‑менеджер очень крупной компании, но тогда между вами и предпринимателем‑бизнесменом не будет большой разницы.
Богатеют организаторы и владельцы бизнесов, но они довольно часто ломают себе шею. Смертность в бизнесе высока, как нигде. В переносном смысле, конечно. Хотя иногда случается, что и в прямом.
Что‑то в районе 90–95% бизнесов прогорают в течение первого года, после 3–5 лет – остается буквально пара процентов предприятий. Список тысячи самых крупных компаний мира обновляется на 70% в течение 10 лет. Ещё хотите в эту мясорубку? Если да, то – бог вам в помощь.
Про зарабатывание денег на госслужбе – вообще не говорю. Суметь заработать и выжить в условиях непрекращающейся схватки за власть и под постоянным перекрестным огнем правоохранительных органов… и остаться при этом на плаву, а не в «Матросской тишине», кладбище, дурдоме или пенсионерской квартире… это ж какие таланты надо иметь! Какую волю к жизни! Как уметь управляться с людьми! Каким нюхом надо обладать, какой «чуйкой»! Как уметь проскакивать между каплями дождя! Это точно не для всех… Мастерство отрицательных героев иногда завораживает… Правда, «ворожить» – это из репертуара не очень светлых сил… Впрочем, кому нравится «русская рулетка»… Зарабатывать деньги – это одно, зарабатывать деньги во власти – совсем другое… Бизнес и власть – разные игры. Коммерсы это интуитивно чувствуют…
В общем, думайте.
Главное, помнить о яблоках и апельсинах, которые растут на разных деревьях, и никогда – на одном. Три высших образования и научная степень растут на соседних деревьях. Приличный заработок – уже на некотором отдалении. Большие деньги и богатство – это вообще другой сад, и совсем не фруктовый.
Чехов описывает «классическую стратагему» в пьесе «Вишневый сад». Помещица Раневская живёт в Париже, делами не занимается, деньги заканчиваются. Boyfriend обирает её.
Бывший крепостной Лопахин работает «с утра до вечера» и признается, что работая с крупным капиталом, все больше убеждается, что порядочных людей – немного.
Лопахин предлагает Раневской разделить сад на участки и сдавать их дачникам. Это решит финансовые проблемы Раневской.
Раневская – в сентиментальных грёзах о прошлом, ей сложно на что‑то решиться.
Лопахин выкупает сад, в конце спектакля слышен стук топора.
Если немного изменить сюжет и персонажи, то получится «Pretty Woman»[2]. Классика не стареет, всегда востребована!
[1] С. В. Михалков, «А что у вас?»
[2] Герой «Красотки» тоже скупает бизнес оптом, и продаёт по частям, но – дороже. С течением времени деградация образа «Раневской» оказалась обратно пропорциональной росту финансового могущества «Лопахина». Герой Ричарда Гира уже не спрашивает, а просто берт и делает.