Найти тему
Motor1 Россия

Перевернуться и спастись: тестируем Vesta Sport под дождем

Оглавление

Чему могут научить пилоты заводской команды LADA простого журналиста.

Самая длинная прямая на трассе Moscow Raceway заканчивается левым поворотом, за которым открывается стартовое поле. Я торможу слишком поздно, дергаю руль, LADA Vesta встает боком и всеми колесами скользит с асфальта на гравий, где тут же переворачивается. Я на крыше, приехали. Хорошенькое начало! Благо, происходит все на симуляторе, в боксах команды LADA Sport ROSNEFT. Выехать на трассу за рулем настоящей «Весты Спорт» мне только предстоит.

Вообще-то на моем месте должен был быть наш главред Ману Чаподзе. Он сейчас готовится к гонке в чемпионате РСКГ, которая пройдет на Moscow Raceway в августе, для чего взял себе на длительный тест седан Vesta Sport и уже неплохо с ним освоился. Но как раз в день презентации заводской команды «Лады» Ману в Москве не было. А команда между тем решила устроить для журналистов мастер-класс на автодроме под Волоколамском. Для чего попросила нас «Весту» на денек вернуть. Ну и прокатиться самим.

Началось все со смены резины. За день до заездов на автомобиль поставили полуслики Yokohama – эта марка является эксклюзивным поставщиком РСКГ. Не скажу, что поведение машины резко изменилось, но «держака» в поворотах определенно стало больше. И затем я погнал тестовый автомобиль на автодром. С опасениями: коллеги на нем покатаются только день, а нам после них ездить еще несколько месяцев.

Где сейчас выступает LADA?

В этом году автогоночному подразделению Волжского автозавода исполнилось пятьдесят лет. За это время «Жигули», а затем и «Лады» где только не участвовали: от первенств кузовных гонок до знаменитого «Дакара». Сейчас марку представляет заводская команда LADA Sport ROSNEFT, которая гоняет в России, зато везде, где только можно.

Точнее не совсем только в России – сейчас в составе команды есть даже киберспортсмены, которые сражаются в официальном чемпионате в виртуальности. А что, в дни пандемии это актуально. Так вот, в чемпионате вольны участвовать спортсмены из любой страны, а сами гонки проходят преимущественно на виртуальных воплощениях мировых трасс. Первая уже прошла в Сильверстоуне, а лидирует в зачете пилотов сейчас итальянец.

А в реальной жизни LADA гоняется именно у себя на родине, благо автодромов в последние годы построено достаточно. Уже стартовали чемпионат по картингу и кубок России по ралли. И если гоночные карты предприятия «Лады» серийно не выпускают, то в ралли спортсмены ездят и побеждают на подготовленной для гонок «Гранте».

Но главная борьба предстоит в первенстве РСКГ. Это кольцевые гонки, где LADA представлена в трех классах: «Туринг Лайт», «Супер-Продакшн» и просто «Туринг».

Вирт и дождь

За гоночные машины меня без подготовки, своей экипировки и шлема, конечно, никто бы не пустил. Так что представление о том, что ждет настоящих пилотов, я мог получить только за рулем симулятора и на все той же «Весте Спорт», коих на трассе собрали сразу восемь штук.

С симулятором у меня не сложилось с самого начала. В компьютерные игры я не играю давно, а водить машину «на глаз», не чувствуя перегрузки пятой точкой без особых навыков оказывается непросто. За несколько виртуальных кругов эти навыки у меня так и не выработались.

Иное дело в реальном мире. Под проливным дождем нас сажают по машинам, сначала справа от гонщиков заводской команды. Мне достается Иван Чубаров – молодой парень, который год назад выиграл чемпионат России по картингу, а в этом дебютировал в РСКГ за рулем гоночной «Гранты».

Не знаю, откуда у картингиста раллийные привычки, но в дождь Иван пилотировал «Весту» так, словно спутал Moscow Raceway с каким-нибудь спецучастком прошедшего накануне под Псковом ралли «Голубые озера» – что не поворот, все боком да в скольжении.

-2

Когда мы поменялись местами, он уже напутствовал: «Ни к чему тебе система стабилизации, она только замедляет, делай как я!». Легко сказать – я, конечно, попробовал, но закончилось это разворотом на 180 градусов. «Газу! Газу!», – кричал мне Иван, когда переднеприводный автомобиль еще можно было вытянуть на путь истинный. Какой там «газу», я в этот момент не мог даже вспомнить, какая у меня передача включена. В свое оправдание скажу, что одного коллегу и вовсе выкинуло с трассы, благо до переворота дело не дошло.

После тренировки нас ждал небольшой перерыв и три боевых круга на время. В боксах к нашей группе журналистов подошел действующий чемпион РСКГ, выступающий в классе «Туринг» Кирилл Ладыгин.

«Посмотрите, как льет. Вы, конечно, сами решайте, но я бы систему стабилизации на вашем месте не отключал», – сказал Кирилл. И, кажется, даже немного мне подмигнул.

Ладыгин оказался совершенно прав. Еще в самом первом тексте про «Весту Спорт» Ману Чаподзе отмечал, что система стабилизации почти не вмешивается в управление. Я же ее наличие до сего дня не ощущал вовсе.

-3

А знаете, когда ощутил? В тот самый момент, когда все мои инстинкты с полной уверенностью говорили: вот ты и ошибся, сейчас развернет. Но не развернуло, только что-то тихонечко притормозило одно из задних колес, создав вращающий импульс в противоположную сторону.

Я не ставил себе задачу показать хорошее время. На трассе в тот день было несколько коллег, которые помимо журналистской деятельности и сами участвуют в гонках, так что обогнать их я и не пытался. Важнее другое. Уже на первом быстром круге я ощутил полный контроль над автомобилем. Понимание того, как он едет на пределе, чего от него можно ожидать, а на что лучше даже не рассчитывать пришло очень быстро. Оставалось только одно – накатывать круги и спокойно, планомерно оттачивать собственное мастерство. Сюрпризов эта машина не преподносит, бороться с ней не приходится.

А бывают «Весты» побыстрее?

Конечно бывают. В боксах демонстрировалась боевая Vesta TCR, именно на такой Ладыгину в этом году предстоит отстаивать свой титул. И это, скажу вам, аппарат! От «Весты» в нем разве что общие очертания. Широченные колеса вынесены за пределы кузова и закрыты арками. Тормоза и подвеска уникальны, сзади даже установлена многорычажка. Под капотом стоит турбомотор Renault объемом 1,8 литра, с которого снимают уже более 350 лошадиных сил. Секвентальная коробка управляется подрулевыми переключателями.

Ничего общего с серийной «Вестой» у версии TCR, кажется, нет, но таков закон класса. Скромный седан Audi A3 в гоночной машине того же типа вы тоже вряд ли узнаете.

-4

Так что мне как скорее автомобилисту, нежели поклоннику автоспорта, интереснее была Vesta класса «Супер-Продакшн». Сразу после презентации в Москве я вместе с Ману Чаподзе отправился в Казань на тесты команды LADA Sport ROSNEFT. Пока наш главред под руководством Ладыгина учился побеждать на Granta S1600, о чем он уже подробно написал, я разговорился в ребятами, которые тут же настраивали «Супер-Продакшн».

В этой машине узнать «Весту Спорт» гораздо проще. Тут стандартный кузов, а колея хотя и расширена, но куда меньше, а потому отдельные крылья не нужны, достаточно накладок на стандартные.

Подвеска на первый взгляд тоже не отличается от обычной. Конечно, она собрана из других элементов, но общая архитектура та же: стойки McPherson спереди и упругая балка сзади. Никаких тебе многорычажек.

-5

Вот тормоза уникальны, этому есть вполне логичное объяснение. Прячется оно под капотом, и я говорю о 260-сильном турбомоторе. Но не Renault, как вы могли бы подумать, а вазовском, на основе совершенно стандартного 1,6-литрового блока цилиндров!

И как, спрашиваю, выдерживает?

«Без проблем, – отвечают в команде. – Конечно, мы отбираем лучшие блоки для постройки гоночных моторов, ставим другие поршни, другой газопаспределительный механизм. Но сами блоки цилиндров держатся как минимум один сезон. Порой мы вскрываем их для капремонта, но как правило тут же «закрываем» обратно, так как видим, что с ними все в порядке».

Как по мне, именно за такой «Вестой» интереснее всего наблюдать в гонках. Тут действительно видится связь между гоночными машинами и серийными автомобилями. Неслучайно именно на «Супер-Продакшене» до этого года ездил и руководитель подразделения LADA Sport Владислав Незванкин, который на встрече с журналистами на Moscow Raceway объявил о завершении своей спортивной карьеры в роли гонщика.

-6

Зачем вообще ездить на трек?

С Moscow Raceway я уезжал на той же «Весте Спорт», что и приехал. Издевательства коллег седан выдержал с честью, даже резина почти не стесалась – спасибо дождю за это. У вас, однако, может возникнуть вопрос: а нужно ли простому человеку порой выезжать на гоночный трек, если гонки и с трибун видно здорово?

Для себя я нашел ответ как раз по пути с гоночной трассы на Новорижском шоссе. После пересечения с малой «бетонкой» в сторону Москвы дорога спускается в глубокую низину, где незаметно для меня притаилась небольшая лужа. Воды действительно было мало, но мне на полусликах ее хватило для того, чтобы «словить» акваклин и на мгновение потерять контроль над автомобилем.

В этот момент в голове пронеслись все слова, сказанные мне несколькими часами ранее Иваном Чубаровым. Небольшая коррекция рулем, спасительный «газ» – и вот я вновь твердо упираюсь колесами в асфальт.

Так что всем советую потренировать хотя бы базовые гоночные навыки. Порой они могут очень пригодиться.