Найти тему
24,8K подписчиков

Работодатель заставил меня оформить ИП. Почему работник всегда потерпевший?

491 прочитал

Несколько лет назад на мое резюме откликнулась привлекательная организация, представляющая интересы целой отрасли. Не смотря на то, что в названии присутствовало слово «Союз….», задачи стояли вполне коммерческие, планы амбициозные, уровень компании – солидный, и конечно, размер оплаты именно тот, что был обозначен у меня в резюме. Собеседование с HR, знакомство с собственником компании, и уже после второй встречи, довольные друг другом, мы пожали руки в знак начала сотрудничества.

В первый рабочий день я принесла документы, чтобы оформляться, и тут выяснилась пикантная подробность: мне предложили оформиться как ИП. Объяснение было путаное и состояло из многих причин. Во-первых, сложность с юридическими лицами, во-вторых, официально, директор уже есть - он же собственник, поэтому взять второго директора в это юридическое лицо официально не могут – не позволяет штатное расписание. В-третьих, именно в качестве ИП оформлены все директора во всех смежных компаниях этого холдинга, что это норма и что ничего страшного в этом нет. При этом, компания берет на себя все расходы по открытию ИП, открытию в банке расчетного счета, его содержанию, бухгалтерскому обслуживанию, отчетности и, конечно, платит все налоги. Как оформляться – мне было абсолютно все равно, тем более, что некоторое время назад у меня были и своя компания (ООО), и ИП, поэтому проблем с этим я не видела.

Я прекрасно понимала размер финансовой выгоды в части налогов, которую получает компания, не оформляя работника в штат, но для меня главным было, чтобы налоги по моему ИП своевременно платились, а в чужой карман я не заглядывала. Надо сказать, что в этом плане все договоренности четко исполнялись и меня ни на что не отвлекали.

Поставленные передо мной задачи, в том числе, финансовые планы, требовали более высокого уровня квалификации исполнителей, поэтому я вынуждена была сменить двух работников из … трех. Неожиданно выяснилось, что ни один из них официально оформлен не был, временные трудовые договоры давно закончились, новые никто не продлил - людям вовремя платили зарплату, точнее, выдавали в конверте ежемесячно оговоренные суммы, и они не требовали большего. Новые работники оказались более подкованными и требовательными в плане оформления, поэтому после моих настойчивых просьб руководство согласилось на оформление, но только через 3 месяца – после прохождения испытательного срока.

Когда ягодки заканчиваются и начинаются колючки

Чем дальше, тем больше становилось просьб обязательных к исполнению у владельца ко мне и к моему ИП. Понимая трудности – я шла навстречу, к тому же, для компании подобная схема взаимодействия владельца с директорами подразделений тоже являлась нормой.

Дальше начались странности: после завершения испытательного срока у моих работников в официальном оформлении в компании им отказали. Вместо этого предложили мне оформить их к себе в ИП. В моем мозгу завыла «тревожная сирена», предупреждающая об опасности. Оформление работников в ИП значило, что теперь я, как ИП, буду отвечать за этих людей, за их зарплаты, отпуска и больничные, т.е. самим фактом оформления я им уже буду все должна. Получалось, что работники трудятся на компанию, прибыль приносят компании, т.е. конкретному владельцу, а случись чего – крайней окажусь я. А если, не дай бог, кто-то из работников получит инвалидность или проблемы со здоровьем, то содержать его мне придется до конца жизни. Как известно, ИП отвечает всем своим имуществом. И если однажды мне не переведут деньги на выплату зарплаты этим людям, то я вынуждена буду заплатить ее из своих собственных денег, в противном случае работники могут пожаловаться на меня в трудовую инспекцию – ведь для них именно я являюсь официальным работодателем.

Оформлять людей к себе в ИП я, конечно же, отказалась. Владелец тоже не хотел, но свой отказ озвучивать им не спешил понимая, что все разбегутся. Допустить этого было никак нельзя: грозным цунами на нас наваливалось серьезное отраслевое мероприятие. Люди каждый месяц получая оговоренные деньги, терпеливо ждали. Вскоре работникам стало понятно, что оформлять их не собираются. На их прямой вопрос владелец перевел стрелки на меня, сказав, что у них есть руководитель, т.е. я, вот пусть и оформляет к себе в ИП. Вполне естественно, что следующим шагом – работники ополчились уже на меня: ведь это я не хочу их оформлять, а не компания. Мне же владелец посоветовали сразу после мероприятия найти более сговорчивых работников, которым не потребуется оформление.

А после колючек – кровавые слезы

Организацию и проведение критически важного для компании мероприятия я вытянула на своем здоровье, покрывшись кровавым дерматозом на нервной почве и получив проблемы с желудком. Демотивированные отказом в оформлении работники не перетруждались и, не скрываясь, подыскивали себе новую работу. После успешного проведения мероприятия я сказала владельцу, что мне необходимо восстановить здоровье – съездить в санаторий - и попросила отпустить меня на 2 недели в оплачиваемый отпуск. В оплачиваемом отпуске мне было отказано. Знаете, как была сформулирована причина отказа? «Ты ИП, значит тебе оплачиваемый отпуск не положен». Это значит, что моя годовая зарплата оказалась меньше на размер зарплаты за целый месяц – месяц неоплаченного отпуска. После случившегося, я сказала, что в такие игры не играю, и вынуждена была уволиться, а работодатель принялся искать более сговорчивого ипэшника, точно так, как рекомендовал когда-то мне найти более сговорчивых работников. Надо отдать должное, что все обязательства по закрытию моего ИП работодатель исполнил и все сделал сам, что случается в отношениях с ипэшниками крайне редко.

При оформлении на работу, я даже не предполагала, что, пойдя на уступки работодателю и согласившись оформиться как ИП, автоматически попадаю совсем в иные отношения с ним, которые регулируются не трудовым кодексом, а гражданским. Я автоматически лишилась всех гарантий, установленных ТК РФ: оплаты больничных, отпусков, и, конечно, гарантированной оплаты труда – будучи ИП, я должна деньги на зарплату заработать. Более того, случись какой-то вред имуществу или работодатель решит, что я виновата в его упущенной прибыли (например, план по продажам не выполнен), то в судебном порядке он может взыскать с меня эти суммы, а я, при этом, рискую всем своим имуществом. Сговорчивость при приеме на работу может дорого стоить. Стоит ли идти на такие уступки – каждый решает сам, но я для себя вывод сделала: больше никогда.

Жанна Швыдкая, писатель, автор книг "Огранка", "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни"
Жанна Швыдкая, писатель, автор книг "Огранка", "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни"

По традиции после каждой статьи я публикую позитивное видео для ярких эмоций. В объективе сегодня – служебные коты Эрмитажа

Знаете ли вы, сколько котов трудится в Эрмитаже? Более 50! Им даже перепись устраивают и в специальную книгу заносят. Из документов у них лишь усы, лапы и хвост, но зато положение привилегированное, а героями новостных сюжетов они становятся чаще, чем Рембрандт. Какие тайны скрывает внутренний двор Эрмитажа?

Где проживают служебные коты Эрмитажа? Тайны внутреннего двора. Мой Санкт-Петербург.

Жанна Швыдкая, Санкт-Петербург
Жанна Швыдкая, Санкт-Петербург

#общество #психология #трудовыеотношения #реальнаяистория #полезныесоветы #работодательиработник #праваработников #трудовоезаконодательство #устройствонаработу #закон