Найти тему
Нюанс искусства

Три кита "1984": Война — это мир свобода — это рабство незнание — сила

Оглавление
Д. Оруэлл (фото из открытого источника)
Д. Оруэлл (фото из открытого источника)

Роман-антиутопия «1984» была написана Д. Оруэллом в 1948 г. Наряду с такими легендарными произведениями, как «МЫ», «О, дивный новый мир», «Заводной апельсин» и др., «1984» внес вклад в развитие политической мысли о недопустимости ограничения человеческих прав и свобод, и к чему может привести безумная жажда власти.

«1984» -это не роман-предсказание, это роман-предупреждение: если в людях убить все чувства, лишить их способности мыслить, то, в конечном счете, человек перестанет быть человеком и превратиться в легкоуправляемую бездушную машину. Основной вопрос, поднятый автором

«Это вопрос философского, антропологического, психологического, и, в некоторой мере, религиозного плана. Звучит он так: может ли человеческое естество быть изменено настолько, что человек забудет о своём стремлении к свободе, достоинству, честности, любви – словом, может ли человек забыть о том, что он человек? Или человеческому естеству присущ динамизм, который будет реагировать на ущемление основных человеческих нужд попыткой изменить бесчеловечное общество в человечное?» (Э. Формм «Бегство от свободы»)

Мир, созданный Д. Оруэллом на страницах антиутопии, это отражение событий и настроений 1930-х-40х годов ХХ века. Сам автор, убежденный социалист, искренне не понимал, как идеология, целью которой является создание равноправного общества, может стать средством тирании и тотальной несвободы. В своем предсмертном интервью Д. Оруэлл сказал:

«Я не убежден, что общество такого рода обязательно должно возникнуть, но я убежден (учитывая, разумеется, что моя книга — сатира), что нечто в этом роде может быть. Я убежден также, что тоталитарная идея живет в сознании интеллектуалов везде, и я попытался проследить эту идею до логического конца».
"Миниправ — разительно отличалось от всего, что лежало вокруг. Это исполинское пирамидальное здание, сияющее белым бетоном, вздымалось, уступ за уступом, на трехсотметровую высоту. Из своего окна Уинстон мог прочесть на белом фасаде написанные элегантным шрифтом три партийных лозунга: Война — это мир
свобода — это рабство незнание — сила" (фото из открытого источника)
"Миниправ — разительно отличалось от всего, что лежало вокруг. Это исполинское пирамидальное здание, сияющее белым бетоном, вздымалось, уступ за уступом, на трехсотметровую высоту. Из своего окна Уинстон мог прочесть на белом фасаде написанные элегантным шрифтом три партийных лозунга: Война — это мир свобода — это рабство незнание — сила" (фото из открытого источника)

«1984» держится на трех китах:

Война — это мир

Свобода — это рабство

Незнание — сила.

Эти три постулата проходят лейтмотивом через всё произведение. Давайте проанализируем антиутопию "1984" через эти «двоемыслимые» идеи.

Кадр из фильма "1984" (реж. М. Редфорд)
Кадр из фильма "1984" (реж. М. Редфорд)

"Война - это мир"

Во второй части романа «1984» в главе «Теория и практика олигархического коллективизма» описаны основные цели войны. Океания, где живет главный герой, попеременно воюет то с Евразией, то Остазией. Нужно понимать, что никогда из этих войн не станет решающей, потому что война идет ради войны. Ее основные цели:

- сохранение общественного строя;

- уничтожение общественных благ для предотвращения появления излишек производства;

- удержание власти у привилегированной касты.

Военные действия – это мошенничество, завеса, чтобы отвести внимание людей от реальных проблем. Образ врага есть эффективный способ для оправдания бед и вредительства, происходящего в государстве.

Война по Оруэллу это не просто бессмысленное кровопролитие и захват территорий, это инструмент тоталитарного строя для поддержания общества в повиновении. Именно жизнь в постоянном страхе, нужде и голоде приводит к отупению, стиранию критического мышления. Ведь в таком случае основной потребностью человека становится выживание, обостряется злость и агрессия, а в каждом человеке видится враг.

«Ибо если обеспеченностью и досугом смогут наслаждаться все, то громадная масса людей, отупевших от нищеты, станет грамотной и научится думать самостоятельно; после чего эти люди рано или поздно поймут, что привилегированное меньшинство не выполняет никакой функции, и выбросят его. В конечном счете иерархическое общество зиждется только на нищете и невежестве».

Война в «1984» ведется не только между тремя сверхдержавами: Океанией, Остазией, Евразией, но и между самими гражданами, членами «внутренней партии» и пролами. «Внутренняя партия» воюет за власть ради власти, пролы за кастрюли и еду, а члены «внешней партии» за право пользоваться милостью партии и за шанс пробиться «наверх» за счёт доносительства и клеветы.

«Цель высших — остаться там, где они есть. Цель средних — поменяться местами с высшими; цель низших — когда у них есть цель, ибо для низших то и характерно, что они задавлены тяжким трудом и лишь от случая к случаю направляют взгляд за пределы повседневной жизни, — отменить все различия и создать общество, где все люди должны быть равны».

«Война – это мир» в первую очередь для правящей партии в том смысле, что «сталкивая лбами» население, они обеспечивают для себя «мир», стабильность и процветание.

«Войну ведет правящая группа против своих подданных, и цель войны — не избежать захвата своей территории, а сохранить общественный строй».

"Свобода- это рабство"

Кадр из фильма "1984" (реж. М. Редфорд)
Кадр из фильма "1984" (реж. М. Редфорд)

Человек, рожденный в тоталитарном государстве, изначально несвободен. Он не имеет право думать, чувствовать, выбирать. Цель его существования в служении партии. С самого детства граждан Океании учат доносительству, «самостопу», «двоемыслию», т.е. умению не замечать логических ошибок, не анализировать. Член партии должен выразить готовность сказать, что чёрное - это белое, несмотря на очевидные факты, что это не так. У него инстинктивно должно выработаться отвращение к самому процессу мысли, потому что быть свободным в мышлении – значит совершить преступление против партийной дисциплины. Для партийцев не существует никакой любви, кроме любви к Большому брату. Свобода для них заключается в беспрекословном подчинении и отрицании любых идей, которые не одобрены партией.

По-настоящему в «1984» свободны пролы. За ними не следят, с них не требуют подчинения партии, они свободны в мыслях и чувствах. Они предаются любовным утехам, азартным играм и развлечениям. Пролы не замечают войны, ужасного экономического положения в стране. Они живут по наитию собственных инстинктов. «Если есть надежда, то она в пролах»- пишет Уинстон.

Ангсоц признает свободу как самое страшное преступление и делает всё, чтобы искоренить этот рудимент из общественного сознания.

Свобода — это возможность сказать, что дважды два — четыре. Если дозволено это, все остальное отсюда следует.

"Незнание - сила"

Кадр из фильма "1984" (реж. М. Андерсон, 1956 г.)
Кадр из фильма "1984" (реж. М. Андерсон, 1956 г.)

Одним из инструментов удержания партией власти является переделка прошлого. Причина тому не дать возможности людям сравнить свой нынешний уровень жизни с предыдущим. В свою очередь, это делает любое восстание невозможным. Население Океании подобно слепым котятам, живущим в полном неведении относительно того, что происходит в мире. Знания об окружающей действительности они получают из пропагандистских фильмов, книг, плакатов, жёстко обработанных цензурой.

Фальсификация фактов, замена истинного убеждения ложным, стирание границ между правдой и вымыслом воспринимается гражданами Океании как нормальное явление. Это называется двоемыслие.

Двоемыслие означает способность одновременно держаться двух противоположных убеждений. Человеческое сознание довольно гибкое. При определенных условиях (особенно при помощи средств насилия, как психического, так и физического) людям можно внушить всё, что угодно.

Ангсоц создал целую систему искажения реальности:

Министерство мира занимается войной, министерство правды — ложью, министерство любви — пытками, министерство изобилия морит голодом. Такие противоречия не случайны и происходят не просто от лицемерия: это двоемыслие в действии.

Задача партии сделать процесс «двоемыслия» механическим, неотъемлемой частью сознания. Это доказывает сцена допроса О ‘Брайеном главного героя Уинстона. У партии нет цели уничтожить человека физически – это было бы слишком просто. Цель партии «захватить» разум, сделать так, чтобы человек сам верил в то, что 2*2=5, уничтожить индивидуальность личности, заставить её исполнять волю партии, а не свою собственную. Человек должен отказаться от «самости», он обязан стать частью партии, быть ей верным до конца.

«Мы уничтожаем еретика не потому, что он нам сопротивляется; покуда он сопротивляется, мы его не уничтожим. Мы обратим его, мы захватим его душу до самого дна, мы его переделаем. Мы выжжем в нем все зло и все иллюзии; он примет нашу сторону — не формально, а искренне, умом и сердцем. Он станет одним из нас, и только тогда мы его убьем».

«Незнание – сила», потому что примирение противоречий позволяет удерживать власть неограниченно долго. На этом и зиждиться сила партии, ибо "кто управляет прошлым, тот управляет будущим: кто управляет настоящим, управляет прошлым".

В заключении

Роман антиутопия «1984» оставляет после себя депрессивное послевкусие. Не смотря на то, что это роман-гротеск, при прочтении невольно задумываешься о том, что будет, если мы сотрем в человеке основы индивидуальности, критическое мышление и способность любить. Что с нами станет, если мы забудем собственную историю и начнем её нещадно переписывать, если просто-напросто забудем, что такое быть человеком. "1984" – это не только описание абсурдности тоталитарного режима, это предупреждение нам, потомкам о том, что « новая форма административного индустриализма, при котором человек создаёт машины, которые действуют как человек, и развивает человека, который действует как машина, это ведёт к эре обесчеловечения и полного отчуждения, при которой человек превращается в приложение к процессу производства и потребления» (Э. Формм "Общество в своем уме).