Длительный период времени сглаживают остроту напряжённости трагических дней Великой Отечественной войны, но историческая память остаётся вечной.
Немецкие войска, не знающие поражений, захватив практически всю Западную Европу, имея более чем трёхкратный перевес сил. Оснащённые новейшими танками, самолётами и другими техническими средствами они вторглись в пределы нашей страны.
Василий Алёшин – боец противовоздушной обороны, в начальный период войны находился под Смоленском. Гитлеровцы сосредоточили здесь значительные силы, рассчитывая превосходством разгромить нашу оборону и открыть прямой путь на Москву. Гитлер считал, что Смоленск – это промежуточное препятствие, на которое потребуется незначительное время, но враг на своём пути встретил стойкость и непреодолимую твёрдость. На земле, в воздухе – сплошной гул. Рвутся снаряды, бомбы, часть бойцов дерётся в окружении.
Искать здесь отдельные эпизоды героизма бессмысленно, каждый отрезок времени – подвиг. Смоленское сражение длилось два месяца. Наши войска оставили город, но без признаков краха.
Подразделение ПВО, в котором служит Василий Алёшин, перемещается в столицу. На московском направлении враг намерен решить судьбу войны. Сюда стягиваются отборные фашистские дивизии. Имея стратегическую инициативу и значительный перевес сил, гитлеровское руководство намерено разгромить оборону Красной Армии и до наступления зимы завершить военные действия.
30 сентября 1941 года начался штурм города. Днём и ночью шли бои на земле и в воздухе. Враг непрерывно атакует.
Наши войска втянуты в ожесточённые сражения. Столица превращается в неприступную крепость.
Бесчисленные попытки разгромить оборону наших войск натыкаются на непреодолимую стойкость обороны. План захвата Москвы, под кодовым названием «Тайфун», рушится.
Добиться разгрома оборонявшихся войск Красной Армии и завершить войну до начала зимы не получилось. Наши войска не только выстояли в обороне, они перешли в контрнаступление. Враг, бросая оружие на поле боя, в панике бежит. Среди тех, кто оборонял город, был кадышевский боец Василий Алёшин.
Разгромный период немцев под Москвой и Сталинградом осложнил для них не только на фронте, но и на международном уровне. Гитлеру нужен реванш. Нужно во что бы то не стало добиться былого – вернуть стратегическую инициативу и навязать свою волю.
Летний период 1943 года. Немцы на курском направлении готовят очередное наступление. Сюда стягиваются отборные военные силы, назначаются лучшие командующие. Германское руководство готовит крупную попытку взять реванш за прошедшие события. В то же время Советское командование решает вопросы не только предотвращения разгрома Красной Армии, но и нанесения такого сокрушительного поражения немецким войскам, от которого восстановиться стало бы невозможным. Ставились такие стратегические задачи, чтобы окончательно изменить ход войны.
Следует отметить, что Василий Алёшин находился всегда там, где решается судьба Советского государства. Смоленск, Москва, а теперь Курск.
Лето 1943 года. Надвигается Курская битва. На одном из холмов размещается тщательно замаскированный штаб фронта советский войск. Чуть выше по склону укрыта спаренная установка пулемётов КПВ конструктора И.С. Лещинского. В штабе часто бывают начальник генерального штаба А.М. Василевский и Маршал Жуков, которые вместе с командующими фронтами разрабатывают основные мероприятия по разгрому противника.
Ранее июньское утро. Тихий шелест дождя. Штаб работает в обычном режиме. Немного позже тучи на небе рассеялись. Выглянуло солнце, защебетали птицы.
- Совсем как дома, будто и нет войны, - подумал Василий. Он чутко прослушивал воздушное пространство. Вдруг где-то далеко, с противоположной стороны фронта, послышался звук мотора. Немецкий самолёт – определил он. Зенитная установка как всегда в порядке. В прицел он увидел вражеский стервятник. Угрожающая тень, напоминающая крест, стремительно приближается к штабу. Василий ловит цель. Около его ног взметнулись фонтанчики земли от фашистских пуль.
- Спокойно, спокойно, - командует сам себе боец, делая упреждение. Четыре пулемётные трассы вырываются из четырёх стволов установки. Самолёт заваливается на бок и оставляя за собой чёрный шлейф дыма врезается в землю…
Василий, поправляя маскировку, услышал: «Алёшин, зайди в штаб».
Вызов не предвещал ни чего хорошего, так как использовать зенитную установку можно было только в крайнем случае. Но всё обошлось.
За сбитый самолёт Василий Алёшин награждается орденом Отечественной войны 2-й степени. Это событие было отражено в дивизионной газете «Стрелок». Василий долго хранил статью, но позже она где-то затерялась.
Войну Василий Алёшин заканчивает сержантом под Берлином. С двумя орденами Отечественной войны 2-й степени осенью 1945 года он возвращается в родное село Кадышево.
Василия Васильевича не стало 15 декабря 2003 года. Это был человек высокой культуры и редкой доброты.