В основе двунадесятого праздника Воздвижение Креста Господня лежат события IV века. Обретение Животворящего Креста, на котором был распят Иисус Христос, произошло в 326 веке при царстве императора Константина Великого. Помимо вышеупомянутых событий, в этот день вспоминают и возвращение Креста из Персидского плена. Греческий император Ираклий вернул святыню в Иерусалим, после победы над персами.
«В образе Креста сокрыта всемогущая сила Того, который почил на нём и благоизволил, чтобы Крест стал всем во всём!» свт. Григорий Нисский
Из истории:
Царица Елена (по просьбе императораКонстантина) отправилась в Иерусалим и организовала поиски Голгофы. «Господь не допустил бы оставаться в земле(Кресту), но извлёк его и вознёс на небо» (свт. Иоанн Златоуст).
Глубоко под землёй языческого капища-холма нашли место Распятия и Гроб Господа. Чтобы понять, какой из трёх найденных крестов Христов, прикладывали к ним больного. От Креста, на котором был распят Господь, больной полностью исцелился:
«Патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, воздвизал Святой Крест, показывая его народу» (схиарх. Иоанн Маслов).
В раскопках были найдены также дощечка с надписью на трёх языках «Иисус Назорей, Царь Иудейский» и гвозди.
Точных исторических данных об этом событий нет. Об обретении Животворящего Креста упоминается в книгах Сократа Схоластика, Амвросия Медиоланского и др.
Художник Пьеро дела Франческа, в работе над фресками в Базилике Святого Франциска, опирался на книгу «Золотая легенда» монаха блаж. Иакова Ворагинского. В ней рассказывается и о происхождении Древа из которого позже будет сделан Крест для казни Иисуса Христа. Так же к этой книге обращались святые отцы для толкования Священного Писания и некоторых исторических событий.