В 2000 году канадец Жан Беливо вышел из дома в Монреале в компании удобной трехколесной тележки, спального мешка, палатки и аптечки. Он обнял на прощание жену и детей, огляделся по сторонам и, свернув за угол, направился на юг, в сторону США. Домой он вернулся спустя 11 лет, обогнув пешком и без денег весь земной шар.
В необычное кругосветное путешествие 45-летнего канадца выгнали жизненные неурядицы: обанкротившись, Жан Беливо решил уйти подальше от своих проблем в самом что ни на есть прямом смысле этого слова.
«То был критический для меня момент. Я решил, что я должен совершить что-нибудь безумное, что-нибудь, что отличается от того, что принято в нашем обществе», — рассказывал он потом.
Всего за свое путешествие Жан преодолел 75,500 километров, 64 страны и сменил 56 пар обуви. Каждый день он проходил примерно по 30 километров. Транспорт путешественник использовал только для перемещений между континентами.
При себе у Жана не было не только транспорта, но и денег: все его скромные сбережения закончились еще в Центральной Америке, в самом начале пути. Однако пропасть Жану не позволяли люди, которых он встречал на своем пути. Просить не приходилось: обычно они сами снабжали его деньгами, узнав о его невероятном проекте. С ночлегом дела обстояли сложнее: путешественнику приходилось либо долго бродить в поисках безопасного места, где можно было поставить палатку, либо стучался в чужие дома. Иногда хозяева пускали за свой порог неожиданного гостя, иногда – нет.
Доводилось Жану спать и в ночлежках для бездомных, и в больницах, и в монастырях, и в полицейских участках, и даже в тюрьмах. В ЮАР, например, произошло с ним небольшое приключение: смотрители одной из тюрем по его просьбе пустили его на ночлег, но на следующий день вышла другая смена, и Жану пришлось долго объяснять охране, что он – не арестант, а вольный путешественник.
Еще одной проблемой для путешественника стала личная безопасность: все-таки ряд стран на земле трудно назвать спокойными для вольного путешествия. В ряде африканских стран Жан периодически прибегал к помощи полицейского эскорта. А на Филиппинах на опасном участке на острове Минданао, его сопровождала целая армия из тридцати солдат, которые вместе с ним скандировали: «Мы хотим мира».
Раз в году, на Рождественские каникулы, к Жану прилетала его жена. Тогда он отдыхал примерно по три недели; все остальные месяцы он проводил в беспрестанном движении. Но и на расстоянии супруга оказывала путешественнику бесценную поддержку. Нередко в пути Жана настигало острое чувство одиночества; особенно тяжело ему приходилось, когда у него не получалось преодолеть культурный барьер в странах, лежавших у него на пути. Критической точки, по словам Жана, это чувство достигло в 2004 году в Эфиопии, когда его окружили местные дети, и он поймал себя на том, что не может сообщить им ни слова. Если бы не спасительный звонок от жены, то, возможно, путешественник сдался бы и вернулся домой.
После этого Жан решил как можно старательнее проникать в местную культуру и понимать народы, которые он встречал. «Мы должны развивать терпимость, должны открывать сознание, мы должны учиться у других культур» — говорил он. Немалые усилия он уделил изучению языков (кстати, до выхода из дома франкоговорящий канадец слабо владел даже английским).
О моменте, когда Жан наконец-то вернулся домой, где его в аэропорту встретила жена в компании музыкантов и ряда почитателей, путешественник описывает кратко: «Это было потрясающе. Великий, великий момент».
Вспоминая о самых первых неделях своего путешествия, Жан говорит, что изначально он фактически ничего не планировал. С собой у него было лишь немного самых необходимых вещей да карта с приблизительным наброском маршрута.
В ритм постоянных перемен путешественник вошел очень быстро. По его словам, каждый, кто хотел бы пережить подобное приключение, должен знать, что самое тяжелое – это начать.
«Просто идите, сделайте первые шаги», — говорит он. «В дороге вы найдете свой путь