Электрификация автотранспорта - только начало, на подходе электрификация авиационного сектора и судоходства. Сегодня поговорим об авиации.
Почему авиация собирается переходить на электротягу? ✈️
Основная причина - изменение климата
На авиатранспорт приходится 11.6% выбросов СО2 от транспортного сектора, и около 2.5% мировых выбросов СО2. В 2019 году авиационная промышленность выбросила около 1 млрд тонн CO2. Может показаться, что доля в 2.5% - это не так уж много, но это почти столько же, сколько весь континент Южная Америка выбрасывает за год.
Причем за один короткий перелет, например из Лондона в Рим, образуется около 234 кг углекислого газа на одного человека — больше, чем производят граждане некоторых стран за целый год.
Снижение расходов на топливо
В 2018 году меньше половины всех проданных в мире авиабилетов приходилось на рейсы на расстояние менее 800км, но вместо использования небольших эффективных самолетов, авиакомпании для этих целей часто используют дорогие авиалайнеры, рассчитанные на перелеты на тысячи километров. Расходы на топливо составляют до 30% их затрат и значительно влияют на прибыль.
Кроме этого, перевод самолетов на электротягу снизит и расходы на эксплуатацию, т.к. электрические двигатели устроены проще ДВС и менее подвержены износу.
Снижение шума
Электрические летательные аппараты гораздо тише обычных с ДВС. Переход авиации на электричество позволит снизить шумовое загрязнение и строить аэропорты ближе к черте города.
В чем основные сложности электрификации авиатранспорта? ✈️
Самая проблемная часть в электрификации самолетов - это вес и ёмкость батареи, достаточной, чтобы перевозить большое количество пассажиров на большие расстояния (более 400км).
🔸Батареи значительно увеличивают собственный вес самолётов, из-за чего их пассажировместимость и размер становятся сильно ограниченны. По этой же причине сокращается и дальность полета.
🔻Эффективность батареи или способность удерживать энергию измеряется в удельной энергии. Сейчас даже самые лучшие батареи имеют удельную энергию всего 250 Вт•ч/кг. Для того, чтобы авиация могла полноценно перейти на электротягу необходимо около 800 Вт•ч/кг, но и эта планка все ещё ничто по сравнению с удельной энергией реактивного топлива в ~12 000 Вт•ч/кг.
Поэтому сейчас главная задача инженеров - сделать самолеты как можно легче, что возможно не только за счёт увеличения ёмкости батареи, но и использования более легких материалов и изменения формы самолета/крыльев для повышения обтекаемости самолёта.
🔻Уже созданы первые прототипы электрических самолётов способные летать до 1000 км (для сравнения, расстояние Москва-Питер ~635 км). Но вот максимальная вместимость у них ограничена 9-ю пассажирами.
Поэтому вполне разумно предположить, что революция авиаперевозок начнется с домашних рейсов на небольшие расстояния.
🔸Вторая сложность - получение необходимой сертификации прежде, чем электросамолеты можно будет использовать в коммерческих целях. Процесс сложный и занимает около 2-х лет.
Так что, с нетерпением ждём наступления новой эры в авиации, которая стремительно может настигнуть нас уже в недалеком будущем!
Больше постов новостей об устойчивом развитии, климате и энергетике тут - подписывайся на канал в Telegram: t.me/sustainability_hub
#транспорт #авиация #изменение климата #энергетика