Возрастной дисклеймер 6+
Что может пойти не так в начальной школе? Правильный ответ – что угодно. И если к явным задачам вроде выбора учителя, локации или программы родители психологически готовы, то когда всплывают неочевидные «мелочи», взрослые часто бывают выбиты из колеи. О чем речь? Разберемся вместе с Ольгой Узоровой, самым известным учителем России и автором более 1000 учебников и полезных методичек.
Проблема №1. Неразработанный почерк
Причины: физиологические особенности (какой рукой пишет и как держит ручку), темперамент, недостаток письменной практики, плохие условия для развития навыка: неправильная поза при письме, слабое освещение, слишком высокий или низкий стол.
Решение: систематические занятия по 10-15 минут и постоянный контроль за правильной позой и постановкой руки ребенка. Качественное освещение в комнате для занятий.
Правильная поза при письме: спина прямая, пишущая рука полностью лежит на столе (локоть не свисает). Выполнять упражнения необходимо на твердой поверхности. Остальные нюансы позы (наклон головы, поворот туловища, расположение ног и т.д.) подбираются самим школьником, как ему удобно.
Совет от О. Узоровой: «Я рекомендую не жалеть времени на каллиграфию и уделять ей не менее 10 минут в день. Это вклад, который обязательно принесет свои дивиденды». Для этого отлично подходят тренажёры, которые вы найдёте в разделе «Русский язык»
Проблема №2. Слабое логическое мышление
Причины: «клиповое» восприятие, задания с готовыми ответами, упрощение познавательных и учебных задач, цифровизация с уклоном в развлекательный контент.
Решение: интеллектуальные игры (шахматы, нарды, шашки, брейн-ринги), головоломки, просмотр классических детективных фильмов и сериалов, наблюдение и поиск причинно-следственных связей в привычных явлениях, финансовые задачи и игры с деньгами.
Совет от О. Узоровой: «Тренажеры по математике позволяют через систему последовательно усложняющихся заданий добиться понимания самых трудных моментов, если заниматься хотя бы по 15-20 минут несколько раз в неделю». Тренажеры можно найти в разделе «Математика»
Проблема №3. Медленное и неосознанное чтение
Причины: слишком раннее обучение чтению (ребенок к школе теряет интерес к письменному тексту), увлечение гаджетами.
Решение: не ограничиваться стандартным чтением, обязательно отвечать на вопросы после текста, обсуждать прочитанное, выстраивать связь между заголовком и основной идеей текста, искать ключевые слова, формулировать выводы на их основе. Ввести цифровую гигиену и дозировать пользование гаджетами.
Совет от О. Узоровой: «Чтобы решить указанные проблемы, недостаточно много читать, нужна особенная система работы. Я её очень подробно представила в серии “Быстрое обучение”». Книги доступны во разделе «Чтение»
Проблема №4. Отсутствие общей стрессоустойчивости
Причины: высокое нервное напряжение, погоня за оценками, завышенные ожидания и прессинг со стороны авторитетных взрослых (родители, учитель, спортивный тренер), впечатлительность и общая тревожность, низкая самооценка, гиперконтроль.
Решение: готовить ребенка психологически к проверочным работам, беречь его самооценку, вдохновлять, хвалить и поддерживать без привязки к школьным успехам или провалам. Пользоваться помощью детских психологов, чтобы научить ребенка мыслить позитивно, сформировать стержень внутренней уверенности в себе. Легче относиться к ошибкам.
Совет от О. Узоровой: «Чтобы ребенку было легче воспринимать контрольные, помогут регулярные тренировки с ними. Раз в неделю писать «самопроверочную работу». Для этого я составила специальные пособия по русскому и по математике. Они собраны в самостоятельный блок и отлично работают с проблемой учебного стресса». Найти пособия можно в разделе «Контрольные, тестовые работы»
Начальная школа может быть разной. Именно родители могут помочь ребенку адаптироваться к ней и учиться легко и без напряжения. А пособия Ольги Узоровой будут для вас отличной поддержкой.