Найти в Дзене
Русь Триединая

Что русский народ считал Идеалом? А другие народы?

Обыкновенно народ, желая похвалить свою национальность, в самой этой похвале выражает свой национальный идеал то, что для него лучше всего, чего он более всего желает. Так, француз говорит о прекрасной Франции и о французской славе; англичанин с любовью говорит: старая Англия; немец поднимается выше и, придавая этический характер своему национальному идеалу, с гордостью говорит великая Германия.

Что же в подобных случаях говорит русский народ, чем он хвалит Россию? Называет ли он ее прекрасной или старой, говорит ли о русской славе («Слава русского имени» — иногда встречается в газетах, но это есть перевод с французского) или же русской честности, или верности. Вы знаете, что ничего такого он не говорит и, желая выразить свои лучшие чувства к Родине, говорит только о «Святой Руси». Вот идеал: и не консервативный, и не либеральный, не политический, не эстетический, даже не формально-эстетический, а идеал нравственно-религиозный...

...«Три коренные силы» управляют человеческим развитием: первая сила, центростремительная, ставит себе целью подчинить человечество одному верховному началу, уничтожая многообразие частных форм, подавив свободу личной жизни; вторая сила — центробежная, отвергает значение объединяющих начал.

Результат исключительного действия первой силы был бы таков: «один господин и мертвая масса рабов»; наоборот, крайним выражением второй силы был бы «всеобщий эгоизм и анархия, множественность отдельных единиц без всякой внутенней связи»; третья сила, Божественная, «дает положительное содержание двум первым, освобождает их от исключительности, примиряет единство высшего начала с свободною множественностью частных форм и элементов, созидает таким образом целость общечеловеческого организма и дает ему внутреннюю тихую жизнь.

...Третья сила может быть только откровением высшего Божественного мира, и тот народ, через который эта сила имеет проявиться, должен быть только посредником между человечеством и высшим миром, свободным сознательным орудием его.

От народа, носителя третьей, Божественной силы, требуется только свобода от всякой ограниченности и односторонности, возвышение над узкими специальными интересами, требуется, чтобы он не утверждал себя с исключительной энергией в какой-нибудь частной низшей сфере деятельности и знания, требуется равнодушие ко всей этой жизни с ее мелкими интересами, всецелая вера в положительную действительность высшего мира и покорное к нему отношение. А эти свойства несомненно принадлежат племенному характеру Славянства, в особенности же национальному характеру русского народа.

...Идеал русского народа имеет религиозный характер, он выражен в идее «Святой Руси»; способность к сочетанию восточных начал с западными в русском народе исторически доказана успехами реформы Петра Великого. Как отдельные человеческие личности, так и целые нации стоят перед задачею гармонически восполнять друг друга, не утрачивая своего оригинального своеобразия, а, наоборот, выявляя его в предельной полноте. Истинное единство народов... есть не однородность, а всенародность, тоесть взаимодействие и солидарность всех их для самостоятельной и полной жизни каждого.

...Чтобы не было какофоний наций, необходимо применить заповедь Иисуса Христа «Люби ближнего, как самого себя» также и к общению наций: «Люби все другие народы, как свой собственный». ...истинное благо едино и нераздельно.

...Преодолев нравственною волею бессмысленную и невежественную национальную вражду, мы начинаем знать и ценить чужие народности, они начинают нам нравиться. Если такое отношение станет действительно правилом, то национальные различия сохранятся и даже усилятся, сделаются более яркими, а исчезнут только враждебные разделения и обиды, составляющие коренное препятствие для нравственной организации человечества.

Русский философ XIX века Владимир Соловьев

Архив газеты "Тайны века", Харьков