Под самый закат СССР на экраны вышел фантастический фильм «Посредник», снятый по мотивам (достаточно далеко от текста) книги «Главный полдень» Александра Мирера. Фильм снял молодой режиссер Владимир Потапов, на момент выхода картины ему было всего 27 лет. Сейчас он автор нескольких сериалов и художественных фильмов (лучший из них, пожалуй, «Крик тишины» о блокадном Ленинграде), но «Посредник» навсегда останется фильмом, что называется, для своих, поскольку – факт - люди, которые посмотрели этот микросериал уже больше никогда не забудут эти кадры и атмосферу картины.
С человеком, который пожимает тебе руку и говорит: «Я угол один» или «Здесь очень красивая местность», уже есть о чем поговорить, даже если вы видитесь в первый раз.
Кстати, атмосфера этой очень авангардной для своего времени картины - жутковатая.
Во-первых, режиссер снял фильм в особой цветовой гамме – сепии, где, впрочем, остаются некоторые цвета в некоторых сценах.
Во-вторых, особое пространство картины создаёт звук, который становится вдруг неожиданно громким для пустяковых событий или исчезает вовсе, например, для пролёта винтокрыла Ми-24.
В-третьих, свой фактор добавило время – по нынешним стандартам события фильма развиваются очень медленно, как во сне, когда пытаешься убежать от опасности, но ноги вязнут в земле и воздухе.
В-четвёртых, предметы иногда живут в фильме своей жизнью. Как например, дверь автомобиля «Волга», которую покинул водитель.
Вдобавок ко всему вышеперечисленному – кажется у фильма нет приличной цифровой копии, впрочем, и аналоговой тоже. Изображение немного размыто, как если бы его снимал близорукий человек с "минус" 2 или "минус" 2,5 зрения. Тем не менее, фильм стоит того, чтобы посмотреть его и в таком виде.
Посредник – это специальное устройство вроде кривой, корявой палки, которое внедряет в человека сознание инопланетянина, и оставляет ему земную память о прошлом. Этакий насильный трансгуманизм - смена физической оболочки для разума буквально в один клик.
Я посмотрел этот фильм 31 год назад и время от времени до сих пор думаю о том, чем принципиально другой, незнакомый тебе человек отличаться от инопланетянина? Всё это время у меня нет ответа. В том числе и на вопрос – что такое человек сам по себе? Память ли это о своей жизни, разум ли, существующий в контексте времени и места или просто сиюминутная адаптация ума под предложенные обстоятельства.
Важно, что «посредник» не действует на детей, гениев, сумасшедших и на тех, кто просто не умеет подчиняться. Именно поэтому землянам удаётся победить пришельцев.
Люди – оболочки людей, которые приняли пришельца, становятся строги, безэмоциональны и приобретают несколько болезненный вид.
Надо помнить, что фильм снят в 1990 году на волне борьбы с так называемой «номенклатурой» (партийным руководством) потому сегодня некоторые посылы фильма – партийный босс, трясущийся от страха в «Чайке», военные, перешедшие на «антинародную сторону» (а в 90-е было дикое время, когда носить любые погоны считалось позорным) рассуждения начальников о судьбах землян (как бы - инопланетяне-партаппаратчики о своём народе) – сегодня отчасти уже не прочитываются.
Есть, правда, один момент, который актуален всегда и, пожалуй, в любой стране. После того, как земляне официально выставили ультиматум, боевой Ми-24 наносит удар НУРами перед группой инопланетян, капитан милиции говорит:
- Эффектно. Но по своим не ударят.
А начальник постарше ему отвечает:
- Ударят. Ещё как ударят.