На курсах английского языка, где я преподавала, нас, учителей тоже заставляли учиться. За что я очень благодарна.
Мы изучали различные научные теории о преподавании. Секретики о том, как человек усваивает знания.
Мое мнение - когда ребенок "тупит" по предмету, это вина преподавателя в 95% случаев, а не глупость ребенка.
Одна из причин "глупости" ребенка по любому предмету - это так называемые непонятые слова. Именно НЕПОНЯТЫЕ, а не непонятные!
Это такие слова - ну например, "снобизм". Я вроде знаю, что это. Ключевое слово - ВРОДЕ.
Но на самом деле, открыв словарь, я буду удивлена значением слова, и окажется, что оно значит соооовсем другое.
Каким боком это относится к обучению?
Теория утверждает, что непонятые слова особым образом негативно влияют на мозг.
Было ли у вас такое? Вы читаете текст (какой-то абзац), потом бросаете, потому что кругом голова. Ничего не понятно!
И часто в этот момент рождается даже злость на эту книжку. Люди говорят - "Какой-то бред, муть!"
Начинаем разбираться. Оказывается, в тексте затесалось одно невинное непонятое словечко.
И даже одно такое слово вызывает подсознательно раздражение, неприязнь.
Дальше мозг отторгает уже всю информацию. А когда это слово проясняешь в словаре - прямо какая-то радость наступает. И на книжку перестаешь злиться)
Кажется, это что-то из разряда фантастики, сказочек
Мне тоже так казалось. Но проверено мной на практике.
Это может быть какое-то малюсенькое недопонятое слово в правиле или упражнении. И есть тут еще одна тонкость:
Классический пример: приходит ученик со словами
"Я ничего не понимаю! Какой-то бред!"
Человек весь на взводе, даже может на учителя бурчать.
Берем с ним учебник.
"Ну хорошо, а где примерно ты начал не понимать? Какую тему? "
Задумывается.
"Ну, ... 5 уроков мне было все понятно. А вот в 6-ом - какая-то муть".
Начинаю, как следователь, искать то самое непонятое слово. Тщательно и скрупулезно.
И ищем мы его НЕ в 6-ом уроке, как сказал ученик. А в конце 5-го!!!
Это реально так.
Человек сам себе не может помочь. Его мозг вошел в ступор. Студенту кажется, что он не понимает тему "прошедшее время", что в этом его проблема.
Да нет, не в этом. Есть маленькое предательское слово или несколько слов, которые ученик неправильно понял в конце, казалось бы, понятной для него темы. Это бывает тяжеленный багаж таких словечек, тогда дело - совсем плохо.
Когда "преступник" (непонятое слово) находится, человек прямо светлеет на глазах, появляется энтузиазм.
Именно не непонятная тема, а непонятое слово. Всё сужается до слова.
Это применимо не только к деткам и школьным занятиям. Это для любого обучения!
Я теорию непонятых слов вовсю использовала , когда училась водить автомобиль.
Инструктор по вождению бежит впереди паровоза
"Давай, трогайся, выжимай сцепление".
Но я ведь до конца даже не понимаю, что такое сцепление, коробка передач.
На меня это непонимание психологически давит. Я уже начинаю ненавидеть этого инструктора. (Хорошо, что я понимаю природу этого раздражения) В голове начинается короткое замыкание)
Поэтому я все эти словечки по вождению для себя дома проясняла, мне становилось гораздо легче учиться.
Разум действительно проясняется, как будто батарейку заменили!