Суббота, вторая половина дня. Еду за Боровск с сыном, наметить места для копа в воскресенье, а заодно набрать яблок на сушку, сок и компот.
Хоть и взял с собой металлоискатель, но покопать не удалось. Дождь и промозглый ветер. Если бы был бы один, меня б это не остановило. Но таскать ребенка за собой по такой погоде - не вариант. Хорошо хоть яблок набрали.
Но яблоки яблоками, а вот куда ехать копать в воскресенье, я категорически не понимал. Из тех краёв, куда с ребенком мотанулся, было ровно две одинаково нерадостных точки.
Первая - огромное поле, которое только что перепахали и заборонили. Но глина и дождь, дождь и глина. Оно сейчас слабо проходимо даже в сапогах. И уж точно мне тут ловить нечего, в кроссовках и с больной ногой, которая в сапог просто не влезает.
Вторая - скошенное поле, стерня. Поле огромное, и способно преподнести сюрпризы. Но его перекапывали все, кому только не лень, и весной до засева, и осенью после покоса. Так что... взбодрить бы его трактором, тогда были бы варианты. Но тогда - глина и дождь, дождь и глина.
В общем, я был в полнейшем непонимании.
....
Вечером позвонил Кортес. Ожидалось, то мы поедем с утра вдвоём, а Барбаросса присоединится ближе к завтраку, после смены.
Оба варианта, которые предлагал камрад, не отличались новизной. Причём - не знаю, почему так - но у нас с Кортесом такое бывает регулярно: предложенное им вызывает стойкое неприятие у меня. Обратно, то, что нравится мне, категорически не нравится напарнику.
В итоге решили остановиться на том самом огромном поле со стернёй, как варианте компромиссном. Ну, в смысле, таком, который одинаково не устраивал обоих, но альтернатив лучше всё равно не было.
.....
С утра проснулся за час до выезда. Неприятная привычка: вот за сколько не вставай, а, если сел за компьютер, всё равно будешь одеваться второпях и с выходом опоздаешь.
Пока готовился чай, посмотрел прогноз погоды. Основной дождевой фронт ушел куда-то восточнее, и немного закрутился против часовой стрелке. А в наши края направлялись какие-то невнятные и сравнительно мелкие облачные массивы.
Понятно. Копать можно, но сухим остаться точно не получится.
.....
Прибыли на поле затемно. До света... ну, минут 20 точно. Дождик накрапывает.
- Поехали твой вариант посмотрим, - говорю Кортесу. - Полчаса пока есть, как раз доедем. Побродим там по сумеркам какое-то время, чтобы ты успокоился. Сюда вернуться всегда успеем.
Не потому предлагаю, что не хочется тут копать. Просто под дождь вылезать - так себе идейка.
Но Кортес немедленно соглашается. 10 минут не самой лучшей дороги, и вот мы на лугу возле пруда. Заодно и дождь закончился.
И сразу же встаёт в полный рост одна проблемка. Наиболее интересный для нас участок, он на фото справа вдали, под клевером. Ходить невозможно. А то, что скошено и вытоптано коровами - не то, чтобы совсем не вдохновляет, но... в общем, походив часок, из находок имеем алюминиевую высечку и алюминиевую же проволоку в количестве и ассортименте.
Решаем свернуться и ехать дальше. Только не назад, на огромное поле со стернёй, а в сторону Вереи, и там уже действовать в режиме свободного поиска.
.....
Первое поле. Давно стоит под клевером, не пашется, поэтому сильно выбито. Находки на нём были, есть и будут.
Но клевер никто пока не косил.
Вот скосят, тогда можно ехать. А если ещё и перепашут (что, вероятно, произойдёт нескоро), тогда не просто можно ехать - тогда нужно лететь, чтобы успеть на него хотя бы в первой сотне приехавших копарей:)
Второе поле. Ура, скошенное. Стерня в целом не особенно злая, ходить можно. Места локализации находок известны. Ну и, к тому же, поле, несмотря на глину, порой радовало сохраном по меди, который и песку не снился.
Но не на этот раз. Сразу разбредаемся, ходим полчаса. У меня пара невнятных медных обломков и немного чермета, у напарника зелёный до изумления пятак последнего чекана. Монету он достал на крайне спорном сигнале, более чем с полутора штыков. Как-то не радует.
И дождь опять заряжает. Не сильно, но неприятно.
Меняем локацию в пределах поля. Снова полчаса. Увы, только жбонь.
Третье поле. Сразу разворачиваемся... как там в советской песне было, про "на дальней станции сойду, трава по пояс". Вроде как и штрафуют сейчас собственников сельхозземель за то, что они их не обрабатывают, но как-то оно слабо мотивирует.
Вообще, смешная ситуация. Осень, самое время копать, но полей нет. Что-то не скошено, что-то засеяно озимыми, что-то перепахано так, что ходить невозможно. А леса... я бы сходил в лес, но травмированная нога сильно возражает.
.....
Четвертое поле подсказал Барбаросса. Даже два поля, если быть точным.
Был вариант уехать по одной тупиковой дорожке на самый край местной географии. Но там тоже без гарантий, что найдётся где покопать. А тратить бензин и время просто на проверку достаточно отдалённого места - не вариант. И так большую часть времени не копали, а катались.
А то место, что Барбаросса предложил - беспроигрышное хотя бы тем, что более-менее по пути домой расположено.
С одной стороны небольшой участок у деревни, скошенная трава и высокая стерня. Покос странный такой, клоками. Ходить неудобно, но нужно - земля черная, всё звенит черметом, и повсеместно видны обломки кирпича. Скорее всего дом стоял.
С другой - скошенная рожь, стерня ровная и приемлемая по высоте. Места побольше. В центре ярко выраженное возвышение. С одной стороны ограничено современной частью старой деревни, с двух других по периметру ручей.
Ну и участок между полями под травой, начинающий зарастать борщевиком.
....
Припарковались и начали расчехляться. Подъехала ещё одна машина. Тоже копарь, как выяснилось. Друг Барбароссы. И Кортес его знает. А я пока нет. Пожилой мужик, с деусом без блока. Уши, по моему, WS-4. Выясняется, что его сюда тоже Барбаросса отправил.
- Ну ничего, ребята, вы фартовые, сейчас находки будут!
Фартовые, наверное. Да. У меня ровно ноль в хабарнице, у Кортеса один какалик. Странный фарт какой-то. Ладно, пошли.
Только успел отойти на мусорку на месте бывшего дома, как слышу крик нашего нового попутчика: "Пуговица! Орлянка!!!". Ну да, пуговица. Ну да, орлянка, наверное. Была, пока железная часть не сгнила изнутри и не начала разрывать медную накладку.
Орать то на всё поле зачем? Тем более в выходной, сравнительно рано утром и вблизи деревни...
....
Звонит Барбаросса. Мол, буду минут через 10. Нужен твой блок от Деуса.
Он, как и его знакомый, привык ходить "на ушах". То есть, сигналы отслеживать по звуку. Блок же нужен, чтобы этому самому знакомому в уши закачать программы.
Ок, иду к месту, где припарковались. Пока дошел, пока то, пока сё - находок нет вообще. Ну как нет... пряжка-конина теперь за находку считается?
До кучи, пришлось потратить ещё какое-то время на ритуальные танцы с блоком и наушниками. Залить всё залили, но у меня уши почему-то замолчали.
Я привык на Деусе именно с блока всё регулировать, и не особо понимаю, как уши работают, потому и тупил.
Пришлось догонять ушедшего вперёд Барбароссу, и вместе смотреть, что произошло. Выяснилось, что он зачем-то прописал в моих наушниках подсоединение к своей катушке. А я не мог это убрать потому, что просто не знал, как такое лечится.
Те ещё танцы с бубном, в общем.
....
Кортес, пока мы втроем колдовали с настройкой приборов, прошелся по дуге вдоль ручья. Что-то из монет нашел (империя, медь, какалики), и расстройство под названием "пропеллер". Точнее, был был крест-пропеллер целым, было бы шикарно. Но, увы, они делались достаточно крупными и тонкими. Поэтому найти целый пропеллер на регулярно обрабатываемом поле - это из области малонаучной фантастики.
Кортес, конечно, тщательно прозвонил всё вокруг. Предсказуемо безрезультатно.
Барбаросса же почти сразу выдернул уничтоженные временем и глиной две копейки Павла I , затем копейку-капусту (но это не точно - очень уж ушедший сохран), и, наконец, серебро - пять копеек... год не помню, 1834, что ли. Весьма нечастая и ценная находка.
Я же по прежнему оставался без находок.
....
В какой-то момент вся наша гоп-компания разбрелась кто-куда.
Кортес выдвинулся ближе к деревне.
Барбаросса, по своей постоянной привычке полез в траву между полями. Всё логично, если подумать: где меньше пашут, там и копари меньше шарятся. Но вот не могу себя иной раз заставить такое проделывать.
Я остановился на месте предполагаемого дома и начал его монотонно вытаптывать.
Четвертый напарник сначала попробовал покрутиться с Барбароссой по траве, но как-то быстро спасовал, и постепенно сдвинулся ближе ко мне.
....
Мусор, мусор, мусор.
Проволока. Снова проволока. Железо. Жестянка-высечка. Медный обломок. Проволока.
Монетный сигнал.
Нет, монетой это было когда-то. А сейчас просто кружочек, из не пойми какого металла, совершенно нечитаемый. Звенит, правда, красиво, как имперская медь. Но не монета. Кружочек.
Ещё какое-то количество металломусора.
Чистейший, звонкий сигнал, который лупит в запредельный VDI=98.
Это что? Это как? Сравнительно большой и толстый кусок меди или алюминия? VDI похож, но звук не тот. Копаю.
Кружок, по виду серебряный. Надпись по гурту. Надпись по краю. Силуэт императорской бороды.
Почему-то в голову лезет мысль, что, возможно, медаль какая-то. Умом ведь понимаю, что не медаль. Но всё равно не верю.
Поднимаю. Лезу в хабарницу за мокрой тряпкой. Аккуратно стираю глину.
1 рубль 1907 года, Николай II. Двадцатиграммовая серебряная монета. Состояние, на первый взгляд, достойное - видны мелкие детали гербов на орле, всадник на щите тоже не ускакал. Волосы в причёске и в бороде, опять же. Правда, присутствуют механические забоины. Но было бы странно, если бы их не было, на регулярно перепахиваемом поле. И забоины на первый взгляд не критичные.
Вроде даже, как присел над ямкой, так и остался сидеть. Какое-то время "переваривал", осознавал произошедшее. Сколько лет копаю, а такого не находил.
- Володь, - говорю четвертому напарнику, - подойди сюда, посмотри.
Дальше были поздравления. И от камрадов, с которыми копал - надо сказать, что и Барбаросса, и Кортес умеют порадоваться за соратников. И от знакомых в одном копарском чате, куда сразу же фото закинул. Там, правда, поздравления специфические, в духе: да ты совсем #рыбного супа переел
Кстати, в этом чате упоминание про рыбный суп - оно сродни признанию заслуг на уровне ордена либо медали. Ну, если бы таковые в копарском деле существовали. Так что услышать про уху - очень радостно.
Звоню супруге. Рубль, говорю, нашел. Она - опять современную ходячку?:) Нет, говорю, большой, серебряный и правильный. Немедленно получаю индульгенцию за всё время, проведенное сегодня на копе, и разрешение пробивать это место дальше хоть до темноты. Ну, вдруг он там не один.
Но чудес не бывает.
Кручусь рядом больше часа. В двух метрах от рубля чёткий монетный сигнал на VDI=93. Неужели ещё один? Нет, всего лишь две копейки 1924 года, почти у поверхности, и плашмя.
А потом и вовсе дождь зарядил. Так что решили сворачиваться.
.....
Приехал домой. Монету помыл, чистить не стал. Серебро, нечего там чистить. С моими навыками такое чисткой можно только испортить.
Фотокамера беспощадна. Вживую монета великолепна, а на фото почему-то вылезают все мыслимые и немыслимые дефекты.
И вот ведь что забавно. Поле копано-перекопано уйму раз. Пашется постоянно. А сигнал у рубля очень сильный, мимо не пройдёшь.
А вот лежала же такая шайба, ждала, пока я её найду. И дождалась. Теперь вот в альбоме заняла своё место.
Много раз слышал такое, что у каждого - своя монета. То есть, выбито место или не выбито, много на нем копарей было или нет - если ты эту монету должен найти, ты её найдёшь.
Если так, то это да, это был мой рубль. Но, как по мне, есть вариант гораздо проще. А именно, "если долго мучиться, то что-нибудь получится". Сколько лет уже копаю, должно же было повезти? Должно же было количество перерасти в качество?