Возрасты мужчины: парень, мужик, большак, старик. Возрасты женщины: девка, молодка (жена до первого ребенка), баба, большуха, старуха.
Кто я?
Молодка? (замужем ведь)
Или девка?
По ощущениям? Однозначно, молодка. По очень глубинному признанию – девка. Маленькая, ничего не умею, ничего не знаю. Как справлялись с неудачами наши предки?
И, главное, что меня мучает последнее время – когда я начала себя так чувствовать?
Первое, что приходит в голову – всегда. Всегда, сколько себя помню: невозможно за себя постоять, сложно проявить себя и показать свои умения, свой голос. Все – не нужно, никому не интересно, глупо. Сколько лет (лет!) я себя ломала, или наоборот, выправляла, чтобы с любовью и уважением относиться к ручному творчеству, шитью, вышивке… Ведь казалось, что это что-то до предела стыдное, уродливое и кошмарно-дешевое.
Может быть и с остальным так? Ведь к работе у меня до сих пор отношение именно такое. Стыдное, уродливое, кошмарно-дешевое. Правда? Нет, конечно, я это ПОНИМАЮ. Но… Но все же сказать другим, чужим людям, что я Таро-практик, помогающий практик – не в силах. Увиливаю, придумываю ответы более приемлемые и одобряемые. Ищу успехи не в практике – а в чем-то другом: в деньгах, в построении работы моих социальных каналов, а все равно сыпется из рук. Потому что к своему делу нет уважения. Занимаюсь фигней. Взрослая баба, образованная, не глупая совсем.
Бессмыслие. Бес?
Бес-смыслие. Всего. Угнетающая пустота, угнетающее отсутствие смысла, ценности, отсутствие даже собственных ощущений, которых стало мало и очень «от головы». Мысленно проговариваешь, мысленно приходишь в ту или иную точку тела… Блин, как инвалид. И это все тоже угнетает, уже по второму кругу – ну неужели нельзя просто – жить?
Уныние, скорбь, тоска. Это повсюду, повсюду. Каждый день идти к ощущению счастья и уместности, «Я на своем месте», - это труд. И если я выбиваю себе несколько часов счастья – за радость.
А в традиции?
Интересно, что народная форма взаимодействия с кризисом – это рассказывание историй, повествование. Поэтому – песни, поэтому – плачи и причитания, поэтому ритуал сопровождается фольклорным текстом.
Когда женщины в кругу, вместе просто рассказывали... Одним из самых больших корпусов фольклорных текстов является жанр мемората - воспоминания. Проговорить - и выпорхнула, полетела, понеслась птичка-горе, птица - плакальщица, птица - беда.
Не поэтому ли сейчас, в последнее время, все больше появляется женской литературы, в которой главная скрипка – это нарративизация опыта, травмы, кризиса КАК способ их преодолеть?
Может быть и меня отпустит. Буду писать о своем, честное, хлесткое... Но сейчас силы есть только на нытье.
Умные слова. К концу этого текста мне – лучше.