У Пушкина было любимое украшение, которое имело для него особый смысл – золотой перстень с восьмиугольным красно-желтым сердоликом. Поэт получил его в подарок в 1824 году от Елизаветы Воронцовой. Он был серьезно увлечен графиней и, возможно, чувства были взаимны.
У супруги губернатора Крыма было два одинаковых перстня, доставшихся ей от отца. Один из них она и преподнесла писателю в качестве прощального подарка. На каждом камне была нанесена гравировка на древнееврейском, смысл которой владелице не был неизвестен. Пушкин любил кольцо и считал его своим талисманом. Он не раз говорил, что именно в этом украшении кроется секрет его таланта и посвящал драгоценности стихи.
На самом деле это были поминальные перстни, изготовленные в конце 18 века крымскими евреями в городе Чуфут-Кале. Они создавались в память об умершем человеке и должны были напоминать о нем близким. Из этого можно сделать вывод, что носить их в качестве талисманов не лучшая идея.
Пушкин и Воронцова регулярно переписывались, а в качестве печати использовали свои перстни. Александр Сергеевич искренне верил, что кольцо бережет его талант. Оно всегда сверкало на пальце поэта, а в редких случаях лежало в специальном сафьяновом футляре в секретере.
Во время ссылки в Михайловское он написал своим родственникам и попросил прислать всего несколько вещей. Это был портрет Чаадаева, записная книжка и любимый перстень. Брат поэта забыл вложить в посылку украшение, и Пушкин беспрестанно писал ему с просьбой передать вещь. Продолжалось это до тех пор, пока Александр Сергеевич не добился желаемого.
Перстень упоминается в нескольких стихах писателя, кроме того его можно увидеть на всех портретах поэта, в том числе и на посмертном. Талисман был на Пушкине во время дуэли, но не смог сохранить ему жизнь. Перед смертью он подарил кольцо Василию Жуковскому. Тот протестовал, пытался отдать драгоценность вдове, но был вынужден принять это наследство.
Почти сорок лет спустя сын Жуковского подарил перстень Ивану Тургеневу. Писатель очень гордился обновкой и верил в ее магические силы также как и Пушкин. Он завещал украшение Льву Толстому, который в свою очередь, должен был отдать кольцо какому-нибудь талантливому поэту. По задумке Тургенева, кольцо должно было всегда принадлежать достойным последователям пушкинских традиций. Но этот план не удался. В 1878 году Иван Сергеевич отправился в Англию, чтобы разгадать тайну загадочной надписи на сердолике. Он добился своего, но вернутся на родину не успел, так как скончался на чужбине.
Так перстень попал к Полине Виардо, а в 1887 году был передан в Пушкинский музей, расположенный в Александровском лицее. До 23 марта 1917 года кольцо было частью экспозиции, посвященной поэту. Но в тот весенний день его похитили вместе с другими ценностями. Преступника поймали достаточно быстро, им оказался служитель лицей. Украденных вещей при нем не оказалось.
Похититель признался, что успел сбыть их местному старьевщику. Нашли этого человека и все музейное добро, кроме сердоликового перстня. Есть мнение, что драгоценность переплавили или выкупили в частную коллекцию. Но следователям, которые вели дело о хищении, продвинуться дальше не удалось. На этом след пушкинского талисмана был утерян навсегда.
История с перстнем на этом не закончилась, странные события вокруг него продолжали происходить. Администрации музея было известно о наличии у украшения близнеца. Они обратились к наследникам Воронцовой с просьбой подарить его взамен украденной ценности. Потомки графини согласились, но найти кольцо с сердоликом им не удалось. Компаньон пушкинского талисмана тоже бесследно исчез. Одни называют это простым совпадением, другие видят некий мистический смысл. Существует множество теорий, но ни одна не имеет под собой реальных доказательств.
Сегодня в музее хранится пустой сафьяновый футляр, в который когда-то поэт бережно вкладывал свой талисман. Рядом с ним оттиск гравировки на сургуче и копия записки Тургенева.